Выступления

   

                                                                                                                              Выступление

                                 в прокуратуре республики Карелия на втором открытом форуме по  теме: «Защита прав граждан на оплату труда»

     На протяжении ряда лет,  в сфере постоянного внимания  нашего института  находятся вопросы, связанные с невыплатой заработной платы, часто возникающие  при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.  Более того,  то, что  сегодня происходит в  республике по ситуации с банкротством, полагаем,  требует незамедлительного вмешательства  всех  влиятельных сил, в т.ч. и на федеральном уровне.         

     Несмотря   на существующие  гарантии, предусмотренные Конституцией, трудовым законодательством, принятием 488 - Федерального закона ( от 28.12.2016 г.), предусматривающего ужесточение наказаний за невыплаты з/платы, не все продекларированные  принципы  продолжают соблюдаться,  что подтверждает анализ поступающих в наш адрес жалоб от жителей республики. При этом,  они нередко являются коллективными и затрагивают интересы  большого количества граждан.

     Чрезвычайно важными  в республике  остаются  задачи исключения из показателя МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат, легализации трудовых отношений и выплата  з/платы «в конверте». Более того,  исходя из содержания   жалоб, очевидно, что обозначенные мною выше  проблемы  сохранят  свою актуальность и в  следующем году.

        В рамках проводимого мониторинга ситуации в сфере оплаты труда в Республике было установлено, что на  окончание 2016 г. задолженность  по заработной плате составляла  117 млн. рублей перед  2730 работниками. А из 38 организаций, имеющих задолженность по зарплате, 24 находились в процедуре банкротства,  на которых  приходилось 61,3 % задолженности. Данная тема, Уполномоченным  предметно освещена в  ежегодном докладе за 2016 г.

    Помимо рассмотрения жалоб жителей республики наш институт принимает    участие  в мероприятиях, призванных объединить усилия органов власти, контрольно  - надзорных органов, работодателей и профсоюзов для решения обозначенной проблемы.

                                              

    Из-за ограниченности во времени  сообщу  лишь об одном из них. Так,  в рамках исполнения  Поручения федерального Уполномоченного  нашим институтом,  совместно с прокуратурой РК и ГИТ  была проанализирована                                                             

ситуация с невыплатой  задолженности по з/плате, сложившейся  в РК на 01.08. т. г.

    К сведению сообщу, что  на указанную дату в производстве нашего института  находилось  5 неразрешенных обращений граждан  о невыплатах  заработной платы.

    В ходе изучения данного вопроса  стало очевидным, что размер официальной задолженности  по выплате з\платы  в 11 организациях РК составил 63.7 млн. рублей, в отношении 1571 работника. При этом 7 из 11 предприятий – должников с размером долга  41,4 млн. руб. находились в различных процедурах банкротства.

    Обобщенная информация по результатам этого мониторинга была направлена в адрес федерального Уполномоченного для обобщения и  последующего рассмотрения на плановом заседании Координационного совета  уполномоченных РФ.

   Исходя из содержания  поступивших в адрес Уполномоченного жалоб, становится очевидным, что   причинами  нарушений  их трудовых прав нередко является  произвол отдельных  руководителей, которые не опасаются  наказаний за свои действия. А, низкая платежеспособность предприятий становится  возможной, в т. ч. в результате  самоустранения руководства от  проведения мероприятий, направленных  на оздоровление и  поддержание  стабильного финансового положения, совершение ими противоправных действий, связанных с незаконным и неэффективным использованием, в т. ч.  бюджетных средств. Иллюстрации тому,  действия руководителей   ряда коммерческих предприятий  Пряжинского,  Сортавальского, Лоухского,  Медвежьегорского и др. районов и этот список   можно продолжать. 

      Отмечаю, что, несмотря на все усилия  заинтересованных ведомств, на сегодняшний день в республике сохраняется многомесячная задолженность по зарплате перед значительным количеством людей. Для них это –   наверное, катастрофа. Поэтому, скорейшая и полная выплата зарплаты должна являться приоритетом в первую очередь для таких предприятий.

    При этом считаем, что правоохранительные органы РК  должны занять более жесткую позицию в отношении лиц, препятствующих  восстановлению прав граждан.

    К  сожалению,  практика свидетельствует  о том, что  немалая часть работников, столкнувшись с нарушениями, не проявляют решительности, а порой  не готовы   отстаивать свои трудовые права. При этом, чаще ограничиваются консультациями, не называя  (по известным причинам)  свои  рабочие  места.  

    Более  того, за возможность получения достойной работы,  отдельные граждане  готовы закрыть глаза на элементарные требования законодательства, вплоть до отказа оформления в организации, как работника (пример:  одна из коммерческих организаций – ЦСК).

    Из-за ограниченности во времени я  не затронул  проблему  неисполнения судебных решений по взысканию заработной платы, т.к.  на наш взгляд она потребует  отдельного  разговора.  Вместе с тем отмечаю, что  определить приоритет на списание нескольких платежей, имеющих равную конституционную ценность  невозможно.

    В завершении своего выступления  хотел бы добавить, что ряд нарушений можно было бы избежать,  если бы  сами граждане знали  свои трудовые права,  активно их реализовывали, умели отстаивать, а в случае их нарушений  своевременно обращались  в ГИТ, органы прокуратуры, суд и к Уполномоченному.

                                                        Предложения:

1. На федеральном уровне: а) усилить работу со стороны государства для предупреждения банкротства предприятий и организаций;

б)  повысить социальную защищенность высвобождаемых  работников;

в) усилить контроль со стороны государства за деятельностью арбитражных управляющих;

г) создать реально действующие механизмы реализации ст.130 ТК РФ, определяющей основные гарантии по оплате труда работников, в частности «обеспечение получения з/платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральным законом.

2. Всем органам государственной власти, МСУ, профсоюзным организациям:  а) продолжить постоянный мониторинг соблюдения трудового законодательства;

б) осуществлять регулярное взаимное информирование о фактах невыплаты заработной платы в т. ч. по «серым схемам».

3. Профсоюзным организациям:    а) в случае нарушения установленных сроков оплаты труда добиваться выплаты заработной платы работнику с денежной компенсацией, предусмотренной коллективным договором;

б) проводить работу по отстаиванию законных прав и интересов работников, в т. ч. в судебном порядке.

4.Работодателям: обеспечивать повышение  реального содержания заработной платы путем индексации не ниже уровня инфляции.

 

Уполномоченный по правам  человека

                в Республике  Карелия                                                               А.С. Шарапов

 

                      29  ноября 2017 г.

 

 

___________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                    Выступление

                             на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Главе Республики Карелия.

     Пользуясь предоставленной  возможностью, хочу поблагодарить  Вас за приглашение  и возможность участия  в работе  Вашего Совета.

    В предверии Дня прав человека, Дня Конституции и в связи с уже состоявшимися юбилеями, институт Уполномоченного  по правам человека в РК посчитал уместным обозначить эти события в подготовленном нами небольшом докладе.

    Права человека принадлежат всем людям независимо от социального положения и являются неотъемлемой составной частью их отношений с государством.  На протяжении многих веков проходил процесс постепенного признания индивидуальной свободы и ограничения власти государства.

     10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла всеобщую Декларацию прав человека, предложив всем  государствам, заинтересованным организациям и лицам отмечать эту дату в качестве Дня прав человека. При этом  будет  уместным вспомнить историю вопроса. Ее надо знать хотя бы для того, чтобы не повторить уже совершенные ошибки.

     В  истории  России было разное отношение к правам и свободам человека. Были времена   бесправия, отрицания даже естественных прав, в том числе таких, как право на жизнь. Были времена массового преследования за веру, инакомыслие, отрицания права на всякое проявление индивидуальности.

     Декларация сыграла ключевую роль в развитии механизмов защиты прав и свобод человека, на котором сейчас построены,  как международные, так и региональные системы обеспечения  защиты прав человека. Россия признала международные стандарты прав человека и  закрепила их в  Конституции, принятой  всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.,  которая и  стала ядром всей  нашей правовой  системы.

     Конституция РФ провозгласила приоритет прав и свобод человека, закрепила общечеловеческие ценности,  без которых, очевидно  немыслима жизнь  цивилизованного человека.     Становление же  института Уполномоченного  в мире отсылает нас в далекий 18 век.  Институт парламентского Уполномоченного получил   одобрение общественности и властей не только отдельных государств, но и мирового сообщества в целом. В настоящее время в разных странах он  именуется  по разному,  но содержание его одно  - защита прав и свобод человека, и функционирует  он уже  более чем в 120 государствах мира.   

     Права человека – это не только статьи Конституции, юридические  и морально-этические нормы. Отношение к правам и свободам человека - это  важнейший  показатель духовно-нравственного, культурного, общественно политического и социально-экономического здоровья   общества. 

    Учреждение института  Уполномоченного, как государственного органа – одно из важнейших достижений демократических преобразований в России.

     26.02. т. г.  исполнилось 20 лет со дня принятия  ФКЗ  № 1 «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», в котором  впервые были определены его цели и задачи, роль и место этого уникального,  государственного органа в обществе и  его полномочия.   Этот  институт  доказал свою состоятельность  и полезность. Как показывает  практика его работы, он нужен и востребован обществом.

     Наиболее точно сущность работы Уполномоченного выразил Святейший Патриарх, который сказал:  «Нашей российской бюрократии не хватает именно такого отношения к своим гражданам, которые в поисках правды  пишут жалобы, обивают пороги ведомств, стремясь добиться в этой неравной борьбе с государственной машиной торжества справедливости и закона. Но чаще всего, оказавшись в трудной ситуации, не зная толком законов, они не находят у чиновника не любви, ни милости, ни прощения. И тогда, страждущие  и «не услышанные властью» обращаются с  надеждой  на защиту к Уполномоченному по правам человека».

    Миссия нашего института позволяет смягчить противоречия между государственной и социальной средой. Гражданское общество  в лице различных  институтов  должно являться партнером власти в решении сложных задач, стоящих перед государством. Только благодаря совместной работе государственных   органов и НКО  выстраивается определенная система  оказания  правовой поддержки населению.      Однако именно этот аспект деятельности  института УПЧ, на наш взгляд является наименее урегулированным и малоизученным.      

       По действующему Российскому законодательству защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении  Федерации,   и ее субъектов. Таким образом,  признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются конституционной обязанностью государства, причем всех ветвей и уровней  государственной власти,  органов местного самоуправления.

    Республика Карелия, как полноправный субъект РФ, не  стала  исключением в общероссийских процессах. В связи с чем,  24.02.1997 г.          Постановлением Правительства  в республике  была образована  и начала свою работу комиссия по правам человека.                                

     2007 год  – стал годом создания  института   Уполномоченного по правам человека в РК.  Следует отметить, что позади не простое время его становления, поиска  наиболее оптимальных и эффективных форм работы.

     Вместе с тем, должен отметить, что процесс развития института  в республике  встречал  на своем пути порой трудности, сопряженные, как   с объективными, так и субъективными  проблемами. О некоторых из них,  я информировал  Совет в этом же зале в  феврале месяце т. г.  При этом, особое сожаление вызывает отсутствие у Уполномоченного  сегодня   функций, которые  давно и успешно работают в других регионах.

  В основе взаимодействия с правозащитниками лежат общие задачи по защите прав и свобод граждан, по организации диалога между человеком и властью.

   Говоря о взаимодействии и сотрудничестве, хочу упомянуть, что в республике зарегистрирован не один десяток  правозащитных НКО, но, к сожалению  действенных и активно работающих   лишь единицы.

    Институт Уполномоченного  в настоящее время стал чувствительным индикатором реального качества жизни жителей  республики. Об  этом свидетельствует  их возрастающее  доверие, качество и характер обращений.

   Вне зависимости о того, где живет человек, какой он национальности, вероисповедания и пола, он одинаково возмущается, когда его права нарушаются. К сожалению, в республике  еще нередко регистрируются факты  бюрократии и формального отношения к людям. Некоторые заявители  годами получают пустые  отписки. Вполне обоснованно, что каждый   здравомыслящий человек противится тому, чтобы ему указывали,  как думать, во что верить, выражать открыто свое мнение, и обладать свободой выбора.                                                                  

    За последние пять лет количество жалоб  к Уполномоченному в РК возросло почти в 2 раза, а за истекшие 3 года   поступило почти две тысячи  различных обращений. Конечно, в первую очередь мы  связываем это  с повышением гражданской активности населения республики.

   Обращения граждан связаны, прежде всего,  с их запросами, нуждами  и обидами. Любое неверно принятое решение или невнимательность при рассмотрении  наносят  им моральный урон, дают  повод усомниться  в существовании справедливости. Люди приходят к Уполномоченному, когда их не услышали, или остались равнодушными к их законным требованиям. При этом люди  хотят  видеть в Уполномоченном ту инстанцию, которая непременно, невзирая ни на какие обстоятельств  разрешила бы их вопросы.

     Но, к сожалению, такое видение  далеко не всегда  оптимистично,  т.к. далеко не  всем обратившимся  гражданам мы можем помочь. Должен признать, что реальная поддержка людей во многом зависит от того, как  устроена система государственной защиты.  Более того, очевидно, что решить  все проблемы граждан самостоятельно не под силу даже самому влиятельному лицу в республике – это должны делать компетентные структуры и профессиональные сотрудники, которые  в повседневной работе    могут допустить и  порой допускают какие – то  ошибки или  нарушения.

   Государство и гражданское общество должны быть естественными союзниками  в достижении общих целей, главная из которых  -  благополучие наших людей. Конструктивный  содержательный, уважительный диалог между властью различных уровней и представителями гражданского общества (как сказал  наш Президент) всегда нужен и, безусловно, крайне полезен.  Оттого, уважаемые коллеги, мы с Вами должны поднимать те темы, которые действительно больше всего волнуют жителей  нашей  республики.

   Мы отчетливо понимаем, что эффективность института УПЧ зависит от его авторитета в обществе, а также от готовности органов власти и всего         

общества взаимодействовать с ним, прислушиваться к его рекомендациям, принимая,  или аргументировано отклоняя их.   

    Конечно же,  институт Уполномоченного просто не мог бы состояться  и  обособленно работать, без тесного сотрудничества с органами                                                             государственной власти, органами МСУ,  общественными организациями  и активными  жителями республики.     

    Доложу Вам о том, что  наш институт   в различной  степени взаимодействует  со многими представителями гражданского общества в республике. Прежде всего, с субъектами  общественного контроля:

1.Общественной палатой;   2.ОЭС  министерств  ведомств;

3.ОНК, иными  правозащитными организациями и СМИ.

    С этой же целью мы принимаем участие и работаем с Советами по содействию гражданского общества, как при Президенте РФ, так и при Главе РК. О чем  свидетельствует,  наверное,  и сегодняшнее заседание.

   Должен отметить, что, несмотря на определенные, положительные тенденции в укреплении системы защиты прав и свобод человека в республике, на наш взгляд существует  необходимость дальнейшего  совершенствования правозащитных  образований в РК,  в т. ч. и нашего института.   Над чем мы, надеюсь вместе с Вами и  будем  работать.

   В завершении своего доклада разрешите  поздравить  всех  с наступившими и наступающими знаменательными датами, выразить глубокую признательность Совету,  другим общественным организациям,  активным гражданам,  оказывающим содействие Уполномоченному в его повседневной деятельности. При этом надеемся на продолжение     конструктивных  отношений со всем правозащитным сообществом и властными структурами, которые позволят способствовать снижению количества нарушений конституционных прав и свобод граждан в нашей республике.

Уполномоченный по правам человека  

              в Республике Карелия                                                                  А.С. Шарапов                                                                                              30 ноября 2017 г.

______________________________________________________________________________________________________________________

Информация

 по теме: «Соблюдение  жилищных прав граждан, проживающих в новых МКД, по Программе переселения из ветхого и аварийного жилья»

 

     Настоящая информация о ходе исполнения Региональной адресной программы по переселению граждан  из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы подготовлена в рамках плана работы Общественно-экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Республике Карелия (далее – Уполномоченный) на 2017 год.

      В целях реализации  Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Правительство Республики Карелия постановлением от 23 апреля 2014 г. № 129-П утвердило Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2017 годы (далее – Программа).

     Данная Программа предусматривает переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. Срок действия Программы 2014-2017 г.г., т.е. в текущем году она завершается.

        Разработчиком и государственным заказчиком Программы является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, в т.ч. и основным исполнителем совместно с администрациями муниципальных образований. Организация исполнения и контроль реализации Программы также возложены на Минстрой.

     Общий объем финансирования Программы составил 4 608 269 179 руб., из них:

- 2 571 300 837,05 руб. - средства Фонда;

- 1 687 336 688,94 руб. - средства бюджета Республики Карелия на долевое финансирование;

- 349 631 653,36 руб. - средства бюджетов муниципальных образований на долевое финансирование.

    Планировалось построить за средства в размере 3709310245,45 руб.  92947,48 кв.м. жилой площади. Остальные средства программы направляются на приобретение уже построенных квартир.

Программа предусматривала  переселение 7 023 человек, проживающих в 591 многоквартирном аварийном доме, расселяемая площадь жилых помещений в которых составляет 116 948,49 кв. м. (до конца 2015 г. – 2272 человека, 2016 – 2166, 2017 – 2585).

В соответствии с   Программой  на этапе 2014 года расчет стоимости 1 кв. метра жилого помещения, составлял 36 430 руб. а в этапах 2015, 2016 и 2017 г.г. - 40 065 руб.

       Основными целями и задачами Программы являлось улучшение жилищных условий граждан республики и переселение их из аварийного жилого фонда. Основным заявленным целевым индикатором и показателем ее исполнения является количество граждан переселенных из аварийного жилья. Как индикатор Программы – переселение в новое благоустроенное качественное жилье и создание комфортных условий проживания, не заявлен, что как мне кажется, является упущением.

       Итоговые показатели исполнения Программы, как мне кажется, целесообразно выслушать от Минстроя, как организатора исполнения и контроля  ее реализации, а я предлагаю остановиться на конечном результате и ее итогах в восприятии и понимании людей, заселяющихся в новые построенные многоквартирные дома, на радостях и огорчениях «переселенцев».

       В целом само наличие реализуемой Программы, как несбыточной мечты получить новое благоустроенное жилье, вызвало массу положительных отзывов и эмоций граждан республики. Особенно это важно в районах республики, где давно не строилось новое жилье.

      Однако, после заселения во вновь построенные по Программе многоквартирные дома, часть граждан стала обнаруживать строительные недоделки в квартирах, а после некоторого времени и в общих конструктивных элементах домов и инженерных систем.

      В аппарат Уполномоченного по правам человека в РК стали активно обращаться жильцы новых домов с жалобами, которые в большинстве случаев указывают на однотипные строительные недоделки в квартирах и проявляющиеся ухудшения общедомового имущества. Также граждане обращаются с жалобами на несвоевременное признание межведомственными комиссиями их многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, в связи с чем они не попали в Программу. Поступают жалобы на нарушение порядка очередности расселения, выделения квартир меньшей площади, нежели ранее они занимали. Имели случаи вселения в «новые» дома в судебном порядке.

       В различных средствах массовой информации в течение последних 2-3 лет неоднократно поднимался вопрос качества строительства домов, отчасти нежелание граждан переселяться в новое жилье, построенное по Программе. Критика также поступала из федерального центра.

       Так, в 2016 г. к Уполномоченному по рассматриваемой теме поступило 12 обращений. А,  за истекший период текущего года – 12 жалоб , в т. ч. из  по г. Петрозаводску, Сортавала, Кондопога, Олонец (2), Кемь (4), пос. Кубово Пудожского района (2), д. Вокнаволок г.Костомукша.

       В целях проверки фактов, изложенных в обращениях граждан, по вопросам некачественного «нового» жилья, нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и строительных норм, Уполномоченным было организовано ряд комиссионных выездов на места с представителями Общественного экспертного совета, Казенного учреждения РК «Управление капитального строительства Республики Карелия» (далее – УКС), депутатского корпуса, СМИ. В ходе выездов проводились встречи с жителями новых домов, представителями местных администраций. Проводились совместные осмотры квартир, так и общедомового имущества в целом, в т.ч. и с представителями правоохранительных органов.

        По результатам всех выездов Общественным экспертным советом были составлены экспертные заключения, часть которых была направлена в соответствующие надзорные и контрольные органы.

       В 2016 году представителями института Уполномоченного по правам человека в РК по жалобам граждан  был осуществлен практический выезд в г.Олонец. В текущем году комиссионные выезды  состоялись  – в г. Суоярви, пос.Эссойла и д. Вешкелице Суоярвского района, пос. В.Важины Пряжинского района, г. Олонец и г. Петрозаводск.    

     По результатам выездов и рассмотрений обращений  жителей МКД  были подготовлены  соответствующие экспертные заключения.  Наибольшее количество негативных отзывов на качество строительства, что подтвердилось в ходе выездов, относится к таким подрядчикам как ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой», ООО «Гидрострой», ООО «Альфа Менеджемент Групп», в которой как оказалось,  даже не имелось разрешения на строительство объектов капитального строительства. С ООО «Гидрострой» государственный контракт ранее был расторгнут. Строительный контроль, как и функции государственного заказчика выполнял УКС.

       В ходе комиссионных выездов были выявлены многочисленные  строительные недоделки  в квартирах, ряд нарушений строительных норм при возведении конструктивных элементов зданий, отступления от проектной и рабочей документации, сдача объектов в эксплуатацию при не завершении строительства, а также отсутствие обязательных элементов, систем общедомового имущества. Так:

       Возведение несущих стен многоквартирных одно, 2 и 3 – этажных домов в районах, как правило, осуществлялось из газобетонных блоков D500 и D400 (согласно проектной документации). Согласно ГОСТ 25485-89 «Бетоны ячеистые. Технические условия» блоки марки D400 отнесены к виду теплоизоляционных автоклавных ячеечных бетонов, а D500 – конструкционно-теплоизоляционных. Однако, со слов жильцов, дома в г. Олонец и Суоярви отстояли без крыши под дождем и зимой под снегом примерно год, что могло отразиться на прочностных характеристиках газобетонных блоков. При приложении небольшого физического усилия (в руках) к блоку, его края крошатся и ломаются.

       В частности, вызывают большую тревогу выявленные в доме № 10 по ул. Ленина в г. Суоярви две трещины в кладке несущих стен третьего этажа длинной 4 и 6 метров. Несущие стены в этом доме запроектированы из газобетонных блоков D400/B2.5/F50 по ГОСТ 31360-2007 толщиной 400 мм.

       Выявлены деформации конструкции здания и трещины несущих стен в доме № 1 по пер. Строителей, в результате чего в квартирах трескаются подоконники и № 2А по ул. Ладожская в г. Олонец, а также №6 по ул. Новоселов в пос. Эссойла, там дважды лопнули стеклопакеты в квартирах. Данные деформации возможны также в результате ненормативной просадки фундамента. В особенности это видно в доме № 2А по ул. Ладожская, где уровень пола первого этажа ниже уровня земляного покрова придомового участка, а уровень грунтовых вод всего лишь на 25 см ниже верхней кромки отмостки фундамента. Вывод – дом «тонет».

       Просадки фундамента возможны вследствие нарушения технологии проведения работ по подготовке его подушки, возможной экономии материала строителями, низким качеством инженерно-геодезических, геологических изысканий. Много жалоб о подтоплении подвалов из Кемских новостроек, а в подвале в доме по ул. Ленина в г. Суоярви течет небольшой ручей.

       Практически все осмотренные дома имеют частичные разрушения и отслоения окрасочного слоя фасадных стен. На многих домах нет снегоудержателей и молниезащиты. Обработка деревянных элементов конструкции крыши противопожарными составами выполнена не в полном объеме или вообще отсутствует, теплоизоляционный слой потолочных перекрытий выполнен не по проекту и т.д.

        Придомовые участки не благоустроены, на многих из них отсутствуют малые архитектурные формы. Отсутствуют, предусмотренные проектами противопожарные емкости объемом 60 или 100 куб.м., а также приобретенные резервные источники электропитания - дизель-генераторные установки.

        Перечень недостатков в общедомовом имуществе конкретных домов можно посмотреть в экспертных заключениях.

        Теперь вернемся непосредственно к недоделкам в квартирах.

        Первое, одно из главных. Во всех осмотренных домах, кроме пос. В.Важины, в качестве окон применены однокамерные стеклопакеты, которые постоянно «плачут» и текут. По факту произведена замена, т.к. в проектах предусмотрены двухкамерные стеклопакеты с аргоном. Половое покрытие в квартирах отдельных домов не соответствует заявленному. Так вместо 3-х слойного 10 мм линолиума, строителями постелен 3-мм однослойный,  который пошел волнами и местами порвался. Под ламинированным паркетом в качестве подложки применен изолон толщиной 2 мм вместо 8мм. Межкомнатные перегородки тоньше заявленных и шатаются. Межкомнатные двери в большинстве случаев плотно не закрываются. Щели в оконных проемах, из которых дует наружный воздух.

         Во многих квартирах новых домов в г. Олонец и Суоярви присутствует не выводимый грибок и плесень, что может вредно сказаться на здоровье жителей. Плохо или вообще не работает приточно-вытяжная вентиляция в квартирах.

        Высота потолков в квартирах в домах в пос. Эссойла и г. Суоярви составила от 2,44 до 2,49 метров, что не соответствует минимальному показателю – 2,5 метра.

        Можно еще много перечислять, но хотелось бы остановиться на двух одноэтажных многоквартирных домах № 23А по ул. Мира и №6А по ул. Тукшинская в пос. В.Важины, 5 и 4-х квартирные дома.

        За почти 16 млн. руб. построены дома с автономной поквартирной канализацией (типа люфт-клозет) и печным отоплением. Из коммунальных услуг только электроснабжение и газоснабжение из привозных баллонов. Водоснабжение осуществляется посредством использования на кухне и санузле дачных умывальников, наполняемостью 20 литров воды каждый.

         Система автономной канализации в каждой квартире предусматривает уборную – люфт клозет с выгребом, а также общедомовую помойницу (выгребную яму), расположенную на земельном участке. В санузле квартиры предусмотрены дачные туалеты, а сточные воды от умывальников собираются в ведра, которые по мере наполнения выносятся жильцами в выгребную яму. Вентиляция санузла осуществляется посредством открывания форточки в помещении. Ванных комнат или душевых в доме не предусмотрено. Общественной бани в поселке нет. Привозной воды, на которую рассчитан проект дома нет. На земельном участке построен уличный туалет. На момент осмотра уровень наполненности помойницы и уличного туалета жидкими бытовыми отходами составлял не более 1 метра до уровня земельного участка. При отсутствии в поселке услуги по вывозу ЖБО через короткое время помойница будет переполнена. Люфт-клозетами в квартирах жильцы по причине неприятного запаха не пользуются.

         С учетом примененных в домах внутридомовых инженерных систем, предоставляющих жильцам коммунальные услуги, данные многоквартирные дома можно скорее отнести к категории неблагоустроенных, что противоречит задачам и целям Программы переселения - о предоставлении гражданам благоустроенного жилья.      

         Все благоустроенные новостройки оборудованы коллективными и индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов. Однако, начисления за отопление производится коммунальщиками по нормативу, что свидетельствует о непринятии общедомовых приборов к коммерческому учету. Фактически жители переплачивают за тепло.

         Следует обратить еще внимание на тот факт, что по окончании строительства, УКС должен передать многоквартирные дома по акту в местные администрации. Однако по актам УКС передает в администрации только долю в квартирах (например - 9400/10000 доли площади квартиры). Здание, как таковое с инженерными сетями, оборудованием, теми же дизель-генераторными установками и т.п. не передается.

         По обращению жителей в ноябре в д. Вешкелица было осмотрено здание 7-квартирного дома, строительство которого было остановлено. Готовность дома порядка 70%. Качество строительства удовлетворительное. По требованию УКС подрядчик прекратил стройку. УКС обратился в Арбитражный суд РК с требованием сноса недостроенного здания. Здание и материалы в настоящее время никем не охраняется, потихоньку растаскиваются. Целесообразно здание не сносить, а просто достроить и расселить аварийные дома в д.Вешкелица, рационально потратив бюджетные средства.

        

           Полагал бы необходимым:

 

  1. Предложить Минстрою РК:

1.1. Принять  исчерпывающие  меры к понуждению подрядчиков-строителей по устранению  выявленных недостатков во вновь построенных жилых домах.

1.2. Провести проверку обоснованности изменений конструктивных и технологических решений, внесенных в проектные решения и отступлений от проектов, использованных при строительстве вышеуказанных многоквартирных домов, повлекших ухудшение качественных и количественных характеристик зданий.

  1. Предложить ГК РК по строительству, жилищному и дорожному надзору:

        Провести проверку по факту невыполнения условий договоров управления со стороны управляющих организаций, в части непринятия РСО общедомовых приборов учета тепловой энергии на коммерческий учет, повлекшее начисление платы за отопление без учета их показаний.

  1. Предложить Уполномоченному по итогам заседания ОЭС направить экспертные заключения по рассматриваемому вопросу в соответствующие надзорные и контрольные органы РК для изучения и принятия мер, предусмотренных законом.
  2. Предлагаю Уполномоченному и Общественному экспертному совету продолжить осуществление контроля качества устранения выявленных недостатков и продолжить изучение поступающих материалов в рамках обращений жителей вновь построенных домов.

 

 

Председатель комиссии

по соблюдению прав в сфере ЖКХ и прав

на благоприятную окружающую среду

Общественно-Экспертного совета

                                                                                                         С.С.Матвеев

 

28.12.2017 г.

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                           Выступление    

                               на заседании Общественного - экспертного совета  при Уполномоченном по правам человека в Республике Карелия.

                                                                           Уважаемые коллеги! Уважаемые участники заседания!

     На сегодняшний день,  очевидно, что переселение из ветхого и аварийного  жилья в республике одна из самых острых и трудно разрешаемых проблем. При этом, главным источником поступления средств на повышение качества жилья является федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ, в связи с чем, подобное финансирование  чрезвычайно  актуально для нашей  дотационной республики.

    Как известно, проживание в ветхих и аварийных  домах, кроме иных негативных моментов  несет в себе  зачастую прямую угрозу жизни и здоровью их жителей. Несвоевременный ремонт жилья, стремительные темпы старения жилищного фонда, недостаточное финансирование, низкое качество ЖКУ привели к резкому ухудшению состояния жилищного фонда на территории республики. В следствие перечисленных причин, значительная часть аварийного фонда ветшает и постепенно разрушается. Однако результаты проводимых Уполномоченным проверок по  жалобам граждан показывают, что ОМСУ не заинтересованы в решении вопроса по признанию жилых помещений  ветхими и непригодными для проживания, т. к. это влечет  их обязанность незамедлительно выселять граждан из такого жилья с предоставлением других благоустроенных жилых помещений.

    Учитывая, что свободного муниципального жилья нет или оно освобождается крайне редко, МО не могут выполнить задачу, установленную законодательством, что существенно влияет на  реализацию жилищных прав.

    На длительность принятия решений межведомственных комиссий влияет и стоимость обследования, которая осуществляется специализированными организациями. В результате бюджетных средств не хватает, а люди  вынуждены продолжать жить в ветхих квартирах и домах.

     Должен отметить, что сложившаяся практика  переселения  граждан из ветхо-аварийного жилья порождает большое количество конфликтов между жителями и ОМСУ. Ситуация обостряется до крайности,  особенно, при утрате  жилья, полагаю не будет преувеличением, что  сравнимо с жизненной трагедией.

     Согласно распоряжению Правительства РФ (№ 1743 р) на территории РК в рамках программы переселения до 1.09.2017 г.  предусматривалось расселить 119.93 тыс. кв.м. аварийного жилья. По имеющейся же информации было  расселено 77,71 тыс.кв.м. что составляло лишь 65.34 % от планового объема (возможно на текущий момент есть уже и  другие цифры).

    На 27.11. т. г., в нарушение установленных  185 - ФЗ сроков, программа переселения не была завершена в 28 МО РК, а, по актуализированному графику планировалось завершить ее до 31.12.2017 г. Необходимо отметить, что ранее устанавливаемые  регионом сроки неоднократно не соблюдались и переносились на более поздние периоды времени.

    По сообщению представителей Фонда содействия реформированию ЖКХ РФ, соблюдение и вновь установленного срока не представляется возможным, в связи с низкой степенью строительной готовности ряда возводимых в рамках программы переселения жилых домов, отсутствием заключенного в полном объеме пакета необходимых контрактов, а также  расторжением ряда контрактов ввиду неисполнения обязательств подрядными организациями.

     По данным Фонда, в рамках исполнения заключенных контрактов, в 14 МО РК ведется строительство 18 жилых домов, при этом  степень строительной готовности 8 домов в ряде районов является низкой (от 40 до 70 %), что не позволит завершить мероприятия программы.

    Помимо этого, подрядной организацией ООО «СК» Дальпитерстрой» сорвано исполнение обязательств по строительству 9 жилых домов в 3 МО.

    Кроме того, в 11 МО  не были заключены необходимые контракты для расселения 207 жилых помещений.

    По результатам проведенной ревизии на территориях 25 МО РК дополнительно был выявлен ранее неучтенный аварийный жилищный фонд площадью более 24 тыс. кв.м. (или 143 дома). Значительная часть жилищного фонда РК  не удовлетворяет потребностей населения не только по объему, но и по своему качеству,  т. к. сами новостройки  нередко оказываются хуже бараков, разваливающихся на глазах  (характерные примеры: – расселение МКД в г. Кондопожском, Прионежском, Кемском, Олонецком, Суоярвском, Пряжинском, Лоухском  районах, г. Петрозаводска, и перечень таких фактов  продолжает разрастаться. Как ни  странно, но, еще два года назад жителей ветхого и аварийного жилья  в республике заверяли, что все обязательства будут выполнены качественно и в срок.

   Объективности ради, следует сказать, что в ходе  реализации республиканской программы переселения, возникает немало вопросов и для их разрешения ОМСУ стараются порой идти на компромиссы, но из-за   несовершенства законодательства и отсутствия финансовых средств не всегда удается выполнить все требования и пожелания собственников.

   В целях  контроля качества   жилья, предоставляемого  гражданам в рамках реализации программы переселения, в январе 2016 г. в РК,  по типу федеральной, была создана  специальная комиссия, которая  должна  была осуществлять рассмотрение обращений по вопросам качества жилья.

   Исходя из объективного анализа  нарушений жилищных прав граждан в республике, сегодня уже  можно назвать причины ввода в эксплуатацию домов ненадлежащего качества. Это  неудовлетворительная работа:

1. заказчиков, осуществляющих контроль за исполнением обязательств по заключенным контрактам, а также  ОМСУ, выдающих разрешения на ввод домов в эксплуатацию;

2. специалистов  строительного контроля заказчиков и подрядных организаций, осуществляющих входной, операционный  и приемочный контроль при строительстве;

3 органов строительного надзора, которые выдают застройщику заключение о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации;

4.бездействие ряда должностных лиц органов исполнительной власти, ОМСУ, контрольных и надзорных инстанций, выраженных в игнорировании требований действующего законодательства и не реагирование на предложения и рекомендации,   изложенные в наших ежегодных докладах. Как результат, наступившие последствия и сохраняющиеся условия для продолжения  таких нарушений. 

   Смею заверить участников заседания, что это мнение и оценка  не только нашего института, но и специалистов – профессионалов.

   В своем сообщении я изложил лишь общую  ситуацию по соблюдению жилищных прав граждан в РК, а  наш коллега  сейчас дополнит  ее, более предметно, основываясь на проведенных  обследованиях и конкретных экспертных заключениях.

 

28   декабря   2017 г.

 

 

 

_________________________________________________________________________________________________________________    

                                                                                                             Выступление      

                                            на заседании Общественно-экспертного совета при Уполномоченном   

                                                                                                    Уважаемые коллеги!                                                                              

    Довожу  до Вашего сведения, что по  рассматриваемому  вопросу, только в адрес Уполномоченного в РК  поступило  - 73 обращения, из  которых  более 40 %  были коллективными.    

     Первое обращение жителей п. «Валаам» к  моему предшественнику поступило  еще  в 2009 г.    Очередную такую  жалобу  институт Уполномоченного  получил  уже в ноябре  2014 г.  В ней  сообщалось о выселении  из помещения  и  снятия  с регистрационного учета  по решению суда в 2007 г. семьи Мускевич, которая  в  1993 г. была заселена в него  имея на руках соответствующий ордер.

     Для защиты своих прав жители п. Валаам, на протяжении  уже более  10  лет, регулярно обращаются  в различные  органы власти и МСУ и сообщают  о событиях,  в результате которых были нарушены их права.     

    Должен сообщить, что все жалобы (обращения, заявления) без исключения, поступавшие в адрес Уполномоченного, рассматривались  в установленном законом порядке, в т. ч.  с привлечением  полномочных  органов власти и  компетентных должностных лиц. Сегодняшнее заседание собственно и является продолжением нашего реагирования на поступившие   4 -  очередные  обращения.

    В ходе проводимых проверок жалоб от граждан, нами, порой совместно с участием представителей общественности, неоднократно осуществлялись выезды в Сортавальский район, проводились необходимые встречи, как с жителями, так и с должностными лицами различного уровня.  Было истребовано и изучено  множество документов. В том числе, с тремя  имеющимися копиями  экземпляров технического паспорта на указанную гостиницу (за одним номером),  с исправлениями и не соответствующими друг другу сведениями. Между тем, экземпляр  вышеуказанного  технического паспорта  значится  зарегистрированным  в  РБТИ  от  10.09.1968 г., которым  подтверждалось то, что  в «Зимней гостинице» существовал жилой фонд в объеме  2688 кв. м.   

    Аналогичное подтверждение  тому зафиксировано в  Распоряжении Министерства государственной собственности  РК  от 13.08.1999 г. за  № 354, с приложенным актом ревизии недвижимого имущества, где указано, что в корпусе «Зимней гостиницы»  расположен жилой фонд п. Валаам площадью 3834 кв.м.

   Согласно  данным справки  (2015 г.) выданной  ГУ «Природный парк Валаамский архипелаг»   в п. Валаам существовала   жилая площадь,  в объеме 3356 кв.м. из которых 2264  кв.м.  или  57 квартир  располагалось в  «Зимней гостинице». 

    В Генеральном  плане развития территории  Валаамского архипелага, разработанного институтом Урбанистики  Госстроя России от 25.07.1999 г. отражено, что  в центральном поселке о. Валаам зарегистрировано   7533 кв.м. жилой площади, из которой 6625 кв. м.  или  211 квартир заняты представителями светской власти.  Из которых - 2068 кв. м. или  55 квартир, находящиеся  в  здании  «Зимней гостиницы».

    Нормами,  перечисленными в   Постановлении  В.С. КАССР  (№ 6/167 от 19.04.1991 г.)  запрещалось  вселение,  приватизация жилья и  была ограничена прописка граждан в п. Валаам, которое фактически  вступило в  противоречие с   требованиями  действующего законодательства  РФ:

- № 1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилья»;

- № 948-1 от 22.03.1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";

- № 5242-1 от 25.06.1993 г. «О праве гр. РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства».

    Следует отметить, что в последующем, на  вышеуказанное  Постановление прокуратурой РК   был внесен  протест (исх. № 7-220-05  от 27.07.2005 г.) в связи с чем, ЗС РК было принято новое   Постановление (№ 2003 – 111 ЗС от 20.12.2005 г.), которым  п.3, содержащий вышеперечисленные мною нормы  был  признан    утратившим силу. 

    В соответствии с  требованиями Закона Республики Карелия за  № 957  от 06.02.2006 г. «О безвозмездной передаче государственного имущества РК в  собственность монастыря, здание «Зимней гостиницы фактически  было  передано вместе с ее  жителями. Однако  УФРС по РК   было выдано Свидетельство  на право собственности  (10АБ № 198361 от  05.09.2006 г.)  с  припиской - обременения не зарегистрированы. 

    Вместе с тем, данный документ, как и не достоверная информация о принадлежности   помещений занимаемых  жителями п. Валаам, отраженная в вышеуказанном техническом паспорте  послужили основными аргументами для вынесения судебных решений о   принудительном  их выселении  из  гостиницы.

    Также  установлено, что межведомственная комиссия,  созданная главой  Сортавальского ГП (в состав которой входили и представители федеральных структур), обследования жилых  помещений  гостиницы не проводила.  Но,  вопреки   требованиям п.44, 1У раздела Положения, утвержденная  Постановлением Правительства  РФ № 47 от 28.01.2006 г. регламентирующего  порядок признания помещений жилыми или непригодными  для проживания, комиссия уклонилась от определения  состава экспертов, в установленном порядке аттестованных  на право  подготовки заключений.  При этом,  без выезда на место  и обследования гостиницы  она составила  заключение о признании 34 (из 57) жилых помещений непригодными для проживания, фактически переписав  техническое  заключение  составленное  представителями ЗАО ПИ «Карелпроект» (инв. № 3/225 - 2015 г.), которые также не выезжали и не обследовали  ее. Есть основание полагать, что данное  заключение  было составлено в связи с тем, что  подписавшим ее специалистам, Глава республики в 2015 г., дал  письменное  указание  признать помещения  непригодными для проживания.

     Факт внесения искаженных  сведений в технический паспорт, в котором  отсутствуют, в т. ч. отметки о переводе жилого в нежилое помещение, гласит  о допущенных нарушениях требований  статей  22 и 23 ЖК РФ, устанавливающих порядок и условия  перевода жилого   в нежилое помещение. 

     Между тем, выданное Свидетельство о праве собственности и Заключение  о непригодности жилых помещений для проживания,  послужили   основными аргументами для принятия судами соответствующих решений о принудительном  выселении жителей из гостиницы, проживавших в ней на законных основаниях.  Последствия же этих решений: всем известны - значительная часть жителей осталась без жилья или работы, что породило  многолетнюю конфликтную ситуацию и многочисленные обращения граждан  о защите их прав.    

      В соответствии с требованиями Федерального Закона № 212-ФЗ  от  21.07.2014 г.  «Об основах общественного контроля» и с целью  получения полной и объективной информации о ситуации с соблюдением прав граждан, Уполномоченный неоднократно инициировал общественные проверки и  соответствующие экспертизы.

      Исходя из  результатов  проведенного анализа  всех обстоятельств, по рассматриваемому вопросу могу  выразить мнение нашего института, что  ситуация с  нарушениями  прав жителей п. Валаама стала возможной лишь вследствие игнорирования и пренебрежения отдельными должностными лицами региональных органов исполнительной власти и МСУ действующего законодательства.

      Пользуясь представленной возможностью, хочу поблагодарить представителей нашего Совета -  П.А. Клемешова, Л.Н. Ухлинова и С. С. Матвеева, которые  проделали значительную и важную  работу,  итоги  которой, полагаю, должны  помочь  нам разобраться  в данной  проблеме.   

 

Уполномоченный по правам человека

            в Республике Карелия                                                                                                                               А.С. Шарапов

 

                14 сентября 2017 г.

 

 

   

                                                                                                                 

   

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выступление Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия на церемонии Дня памяти жертв политических репрессий                                                                                                                                             (ур. "Сандармох")

           От имени своих коллег  и от себя лично хочу поблагодарить  всех, кто пришел  к этому трагическому и святому месту  по зову сердца и  состоянию души.

           Годы политических репрессий в  Советском союзе – одна из самых страшных страниц в истории России.

     Человеческая жизнь бесценна, а  убийство невинных людей нельзя оправдать – будь это один человек  или миллионы. Репрессии как вид государственного наказания – является чудовищным преступлением.

     До настоящего времени продолжаются  дискуссии о количестве жертв террора, а историки  по сей день не могут восстановить все детали той эпохи. Но, доподлинно известно, что эти годы обошлись ценой значительного  количества  необоснованных человеческих жертв.  Причем ими  становились мужественные и талантливые  люди: деятели науки и культуры, религиозной и общественной жизни, военные и писатели, простые  труженики  и домохозяйки.  Террор охватывал без разбора все регионы и республики. В трагических списках присутствовали  фамилии людей, практически всех  национальностей.   

      Теперь совершенно очевидно, что политические обвинения против многих граждан были результатом преднамеренных фальсификаций, которые в последующем  были сняты, а  значительное количество  пострадавших  реабилитированы.

      Я солидарен со словами  УПЧ в РФ,  что  «Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив  память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами  политических репрессий».

    Наш  же с Вами долг –  помнить светлые, но и не забывать трагические страницы истории. При этом мы с Вами  должны делать все возможное, чтобы ни в Карелии,  ни  в другом уголке  России, да  и во всем  мире не нарушалось самое главное Конституционное право человека – это право на жизнь.   

    Нет  сомнений  в том, что только по этой причине,  мы с Вами пришли сегодня  сюда, чтобы  вспомнить и почтить память  тех, кто отдал свою жизнь за гражданские права и возможность открыто выражать свое мнение.

 

05 августа 2017 г.

   _________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                     Выступление

Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия на заседании Правительства при рассмотрении  вопроса: «О состоянии здоровья населения Республики Карелия в 2016 году».       

                                                                                                                    Уважаемые коллеги!   

     По вполне понятной причине я на данном заседании не задавал вопросов  министру здравоохранения. Вместе с тем, ссылаясь на проводимый в 2016 году мониторинг и рассмотренные жалобы  граждан, попытаюсь на характерных примерах осветить реальную  ситуацию, которая  сложилась в республике за последние годы.  Примеры:

     Несмотря на значительное  финансирование,  систему здравоохранения    в республике  трудно еще пока назвать комфортной с позиции получателей государственных услуг.

    Очевидно, что одним из важнейших факторов, влияющих на качество оказания медицинской помощи, в 1 очередь является  правильная организация работы в учреждениях здравоохранения, в строгом соответствии с законом и соблюдением  прав  самих медицинских работников. Обращения же на нарушения права на оплату труда и на нарушения  условий договора продолжают   иметь место (Примеры).

     Наиболее  проблемными, с точки зрения обратившихся с жалобами  граждан остаются следующие направления:

1.право на доступную медицинскую помощь;

2. права пациентов и этика взаимоотношений  в системе здравоохранения;

3.право, в т. ч. на льготное лекарственное обеспечение, о котором всем известно, но легче от этого пациентам не становится.

    Узкие специалисты, диагностическая база, специализированная помощь в лучшем случае  находятся в  центрах  за десятки, а то и сотни километров  от многих поселений республики.

   Территориальная недоступность медицинской помощи осложняется  и тем, что это ничем не компенсируется, ни возможностью  приобретения  лекарственных средств по месту жительства (закрытие ФАПов, отсутствие аптек в селе) ни удобным, регулярным, доступным  транспортным обеспечением до центров с оснащенной диагностической лечебной базой.

    Главы МСУ ссылаются  на то, что  они не способны  организовать регулярное транспортное сообщение т.к. эти рейсы не окупаются, бюджетных денег не хватает, а граждане  (в своем большинстве пенсионеры, инвалиды и иные категории малоимущих граждан) вынуждены тратить значительные  суммы, чтобы доехать до таких центров.

   Важной  темой  обеспечения медицинской помощи сохраняются  проблемы для рожениц, пациентов с сердечно – сосудистыми, нетипичными  и др. заболеваниями. Свидетельство тому, сохраняющийся в республике на протяжении ряда лет высокий уровень  смертности.

    Исходя из сложившейся ситуации, возникает  вопрос: какой целесообразностью измерить сегодняшние условия, в которых  люди   пытаются получить медицинскую помощь, и проживающих не только  в сельских поселениях, но  в районных центрах и городах. 

    При этом ответственно заявляю, что, излагая  сейчас  лишь единичные негативные  примеры из практики, я не преследовал цели драматизировать ситуацию, так как известно, что в области здравоохранения  республики работает не малое  количество добросовестных, замечательных  людей и профессионалов, благодаря которым жители Карелии все же получают необходимую медицинскую помощь.  Я лишь выразил мнение жителей  республики, исходя из личного общения с ними, анализа их обращений и  обозначил  лишь часть  существующих  проблем.

     Понимая необходимость и неизбежность  процессов модернизации в здравоохранении, хотел бы высказать наши предложения по исправлению сложившейся ситуации. Так, считаем  необходимым:   

    Министерству здравоохранения РК:

 1. продолжить  разработку системы альтернативных мер, позволяющих обеспечить  доступную первичную медицинскую помощь жителям  на территории сельских поселений, а также  их лекарственное обеспечение;

- в рамках своих полномочий принять исчерпывающие меры  по реализации проекта строительства  в РК - 16  запланированных  ФАПов;

- провести анализ причин и условий, способствующих  высокому уровню смертности в республике и принять  оперативные меры по  их предупреждению и  (при необходимости) устранению.

    Главам же МО -  рекомендуем  искать возможности по  принятию  мер к оптимизации транспортного сообщения  между маленькими населенными пунктами  и районными центрами, учитывая  потребности населения, время работы  основных специалистов, к которым  ездят жители, а также  доступную стоимость транспортных услуг.  

 

05  июля  2017 г.

 

 Выступление Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия  на российско - германской научной конференции «Проблемы реализации местного самоуправления в России и в Германии»

        Уважаемые коллеги!  Уважаемые участники конференции!

     Прежде всего, хочу поблагодарить  организаторов  за приглашение   принять участие в  ее работе.  

     Конституция России закрепила организационную  обособленность МСУ от органов государственной  власти, но как показывает  практика - эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно  без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Мне представляется, что большинство наших неудач в экономике и социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм порой дает сбои.

    Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса и не могут оставаться без влияния государства.  

    Следует сказать, что на пути реализации требований ФЗ «о МСУ»  встает достаточно много проблем, которые во многом, согласитесь, зависят:

-  от географических различий;

- от сложившейся  практики межбюджетных отношений;

- от налоговой политики;

- от системы выборов депутатов, глав администраций и ряда  иных  факторов.    

     Взаимодействие государственных органов, института  Уполномоченного по правам человека с ОМСУ в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной

                                                           - 2 -

 политики – решения экономических, политических и социальных проблем развития  муниципального образования  в целом.      Первое и основное направление такого взаимодействия – считаем  же конечно, восстановление  нарушенных прав при рассмотрении                                                       жалоб граждан  на действия (бездействие) ОМСУ и их должностных лиц.

    При этом хочу заметить, что при осуществлении своей деятельности по защите прав человека,  Уполномоченный не может действовать обособленно от других государственных органов и органов МСУ, однако, очевидно, что  она  не должна противоречить деятельности другого субъекта взаимодействия.

    Как показывает практика нашей работы, именно этот аспект деятельности Уполномоченного является наименее урегулированным. Оттого, считаем, что это и должно  быть  предметом дальнейших исследований и законодательного совершенства.

   Бесспорно, эффективная защита прав человека не возможна, без соответствующего мониторинга, который предполагает систематический сбор и обработку информации о соблюдении прав и законных интересов  граждан всеми  органами МСУ, а, полученные результаты должны быть использованы  для, разработки новых  правовых актов, информирования  общественности и последующими рекомендациями и предложениями, направляемыми в  т. ч. и в органы МСУ.   Однако, анализ моей 3 – летней работы в должности Уполномоченного в этом направлении свидетельствует о наличии ряда существующих проблем:

    Вот некоторые из них:

                                                      - 3 -                                                 

1.  в ряде поселений недостаточное внимание уделяется  развитию форм и методов работы по обращениям (жалобам) граждан. Иногда некоторые сотрудники ОМСУ имеют весьма  пространное                                                        - 3 -

представление о правах человека, в т. ч. и те, которые они призваны защищать;

2. нельзя признать положительной работу отдельных  ОМСУ  по поддержке лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию (получение временного социального жилья, минимизация  бедности, помощь в регистрации и др. вопросам);

3. наличие недостатков в системе постинтернатного сопровождения выпускников детских домов;

4. не отработана надлежащая система бесплатной юридической помощи  жителям в т. ч. в  ряде отдаленных поселений  республики; 

5. недостаточное, а порой и необъективное информирование населения о своей работе;

6.  наличие  правовой  «эквилибристики» в ряде ОМСУ. Иначе, принятие  нормативных актов, которые нередко не защищают, а ущемляют права жителей поселений;

7. в отдельных  муниципальных образованиях отсутствует желание у некоторых должностных лиц  на взаимодействие с институтом Уполномоченного (проведение рабочих встреч, совместный прием жителей, обмен мнениями, согласование значимых вопросов и т. д.).

    К сожалению, это далеко не полный перечень существующих проблем при реализации ОМСУ своих полномочий. Но,

                                                          - 4 -

     объективности ради следует сказать, что делегирование государственных полномочий ОМСУ требует законодательного совершенствования и развития, т. к. данные  правоотношения осуществляются  нередко не в полном объеме, в т. ч. и  в следствие  недостаточности     материальных   средств,    необходимых  для   их

 осуществления. А, независимость, как известно, не возможна без самостоятельности в финансовой сфере.

    Вместе с тем, следует признать, что проблемы взаимодействия ОМСУ  с различными органами власти имели, и продолжают иметь место практически на всех этапах развития МСУ, как в России, так и в других странах.

   Однако, даже при существующих недостатках, даже если закон о МСУ и несовершенен, его все же, по нашему мнению, следует дорабатывать и совершенствовать, чтобы не повторять исторические ошибки, а создавать надлежащие условия для обеспечения жизненных интересов наших граждан.    

   Полагаю, что сегодняшний форум, как раз и преследует цель поиска путей решения этих системных проблем, чего я и хочу всем нам пожелать.

30   мая   2017 г.

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________________________________________________

Выступление  Уполномоченного на совместном заседании Совета при   Президенте  РФ по развитию гражданского общества и правам  человека  и Совета при Главе Республики Карелия

                                                                        Уважаемые коллеги!    Уважаемые участники  заседания.

     В начале своего выступления хочу выразить признательность представителям Совета при Президенте РФ и Совета при Главе РК за Ваше решение предметно изучить  ситуацию по соблюдению прав и свобод человека  в нашей республике.

     Данное    мероприятие  было вполне ожидаемое, т. к.   существуют  веские  тому причины.

      Одной из   таких   причин считаем возрастающее   количество  жалоб о нарушениях, поступающих   от жителей Карелии в различные региональные и федеральные органы  власти.    Только на имя Президента РФ из Карелии   ежегодно их поступает  свыше 2000 тыс. а, к   УПЧ в РФ в истекшем году  их поступило  - 237, на что у каждого заявителя  были свои  мотивы.    

  Если  за  2012 год  в адрес  УПЧ в РК поступило 423  обращения (из которых 28  были  коллективными),  то в 2016 г.  их количество  увеличилось почти в 2 раза и составило  уже   828  (54 из которых были  коллективные).  Полагаем, что  такой рост не может не вызывать  тревоги и озабоченности всех органов власти и  МСУ в республике. 

      В целях обеспечения доступа  к сведениям о наличии конкретных   проблем, изложенных в наших докладах, они направлялись  в органы  власти,  библиотеки,   в общественные организации  размещались на сайте. При этом мы были уверены в том, что обобщенный и  осмысленный материал, а также наши предложения и  рекомендации,  будут использованы соответствующими органами и ведомствами по назначению. Однако, как показала практика,  такая информация интересует    далеко  не всех  руководителей.

      В адрес Уполномоченного  чаще поступали обращения  граждан с просьбами об оказании содействия в решении социальных  прав, соблюдение  которых во многом зависит от эффективности работы государственной системы в целом, а их ущемление воспринимаются  людьми наиболее болезненно.

      Анализ  таких жалоб свидетельствует о том, что ответственное отношение к обеспечению социальных гарантий еще не стало непреложным правилом т.к. складывающаяся ситуация в РК свидетельствует о том, что права граждан в  частности,  в  жилищной сфере, как   и при оказании ЖКУ продолжают нарушаться. Их количество  по сравнению с 2015 г. возросло,   более чем на 1/3, а их  доля составила почти 40 % в   их общем количестве.

    Достаточно сказать, что только  в адрес ГЖИ РК  в истекшем году  поступило 7580 таких  обращений, что на 48 % выше аналогичного периода.

      Наряду с участием  республики   в исполнении приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье», положение с его  обеспечением   остается  критическим.  Эта задача, ввиду ее несоразмерности материально-финансовым ресурсам МСУ трудноразрешима. В бюджетах поселений, практически  не предусматриваются средства на  строительство жилья и предоставление очередникам жилой площади, а жилищным кодексом фактически исключена возможность бесплатного предоставления малоимущим гражданам жилья из федерального  и регионального источников.    Тогда как, на  начало  текущего года,  только в ФССП по РК в работе  находилось  531 такое исполнительное   производство.  

     Признаюсь, что работать по этим обращениям достаточно  трудно,  т. к. формально человек признанный нуждающимся  стоит в очереди на жилье. Фактически же,  право   заявителя нарушается вследствие  длительной  его «не реализации». Это означает годы, а то и десятилетия нахождения в опасности для жизни и здоровья  в «помещениях», нередко с детьми, с пожилыми людьми, инвалидами.  Пример: не предоставление  по решению суда в  г. Петрозаводске, с 2014 г.  жилья, инвалиду,  как выяснилось, лишь по причине отсутствия разработанного порядка и  не определения источника финансирования. 

     Непростая ситуация и  по обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями. По данным УФССП по РК на 01.10.2016 г. в производстве находилось  более 70 таких  судебных  решений.

     Обстановка с пожарами в жилом секторе населенных пунктов Карелии в последние годы складывается  очень напряженная, в связи с чем,  обострилась проблема обеспечения жильем граждан, пострадавших от них. Однако лишь единицы получают  жилье в маневренном фонде.  Пример: инвалид, с несовершеннолетним  ребенком  в  г. Беломорске, с 2008 г.,  т. е. со дня,  как сгорел   дом, по решению суда не могут  получить  положенное им   жилье.    

   Жители  Карелии поверили в возможность  капитального ремонта, что   подтверждает  оплата этих  сборов.     Именно такая активность и породила  высокую требовательность к использованию таких средств.  Вместе с тем, тематика подобных  обращений, стала наиболее  острой.  При этом,  ряд  чиновников упорно  не желает  видеть, и  слышать  того, что происходит вокруг.    Вопиющий тому  пример: обращение жителей г. Медвежьегорска:  где деревянный дом, 1940 г. постройки в 2004 г.  был включен в список аварийного фонда. Через год решение было изменено и он признан подлежащим капитальному ремонту. Спустя 7 лет, по иску жильцов суд обязал Администрацию провести его капитальный ремонт. Но, через год дом был вновь признан аварийным и  подлежащим сносу. Однако через 2 года он вновь признается пригодным для проживания. В результате  чего жильцы дома  на протяжении 12 лет вынуждены искать защиты своих прав в различных инстанциях.  Наверное, по таким   примерам,   Президент России  призвал чиновников:  «не морочить людям голову».

       Возрастающее количество жалоб показывает, что  в республике существует  еще много домов, официально  не признанных аварийными, но  имеющих высокий уровень износа.

     Сохранились  вопросы и  о нарушениях закона, когда многие собственники жилья не смогли воспользоваться своим правом на  выбор способа формирования фонда капитального  ремонта.

     Среди   обращений   присутствует  скандальная тема - переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. В ходе проведенных  проверок по таким жалобам вскрылась уникальная ситуация, когда  при дефиците жилья, люди  отказываются от переселения, однако их  пытаются принудительно  (по известным причинам) вселить  во вновь построенные  дома. Имели место факты, когда за несколько дней  до выборов, переселенцам вручали ключи от квартир, а через  некоторое время их  изымали. Организованная  же 08.02.2017 г. поездка в п. Эссойла  подтвердила, что людей вселяют в квартиры до завершения в них строительных работ, а  это уже претензии не к строителям.

   В республике  обострилась проблема  в сфере гражданских правоотношений при покупке квартир, когда  люди не  по своей воле  оказались заложниками сложившейся  ситуации. В настоящее время  без крыши над головой, вместе с детьми остаются сотни человек.   В более тяжелом положении оказываются  люди, вложившие деньги, но не получившие квартиры.

     Не могу не сказать и о проблемах  жителей  «Зимней гостиницы»,  которых  принудительно выселили из жилых помещений, где они проживали  на законных основаниях и уже на протяжении 10 лет им не представляется возможным  восстановить свои жилищные права.

      Наряду с имеющимися положительными результатами при  реализации нацпроекта «Здоровье», анализ обращений, свидетельствует о наличии  серьезных проблем в сфере обеспечения прав граждан на качественное и своевременное медицинское обслуживание.

      В республике сохраняются  вопросы, связанные с  невозможностью оперативного медицинского лечения в центральных  медицинских учреждениях  для  значительного количества жителей,  в связи с отдаленностью их проживания. 

      В настоящее время  во всех муниципальных районах республики  имеются населенные пункты, с которыми  транспортное сообщение либо отсутствует вовсе, либо осуществляется крайне не регулярно. В результате контрольных мероприятий в республике  выявлены нарушения по обеспечению  пациентов обезболивающими лекарственными препаратами.   Так:  в Кондопожском  -  92,  а,   в  Суоярвском районах  – 73 пациента умерли  от злокачественных образований, но, только 1 из них, в каждом районе получил   обезболивание наркотическим препаратом.

     В последние годы отношение  к инвалидам   значительно изменилось, но  вместе с тем, в республике   сохраняются  проблемы с  их трудоустройством и формированием безбарьерной среды. А,  вопрос создания доступной среды  касается не только инвалидов, но и немалой части населения из числа  пожилых жителей Карелии,  для которых  важные объекты инфраструктуры  зачастую также бывают малодоступными. 

    В адрес Уполномоченного  поступали  жалобы на существующий  порядок переосвидетельствования и  получения группы инвалидности.

     Последние годы  стали  серьезным  испытанием  для многих жителей Карелии, т. к. проблемы в сфере труда и занятости  повлекли за собой  целый комплекс иных социальных проблем, решение которых невозможно без участия  органов государственной  власти и МСУ.

    Сохраняется   значительная задолженность по заработной плате  в 39 организациях республики и эта ситуация повторяется в т. г. За  2016 г. были  выявлены и  восстановлены права 1387-и   работников._____________________________________________________

     Как известно, правовое государство предполагает не только ответственность граждан перед государством, но ответственность власти перед населением и ее подчинение интересам общества. Вместе с тем,       наряду с положительными моментами в области борьбы с преступностью, в адрес Уполномоченного продолжают   поступать жалобы  граждан на незаконные или неправомерные  действия сотрудников  правоохранительных органов и судебные решения.       

    Здесь я должен сказать, что в вопросах контроля с нашей стороны за судебной системой существует ряд  объективных сложностей, потому, что региональное законодательство не наделяет Уполномоченного возможностью обращаться в суд, по защите интересов граждан.

     На практике  Уполномоченный нередко сталкивается с тем, что   право на бесплатную юридическую помощь не имеют граждане,  доходы которых  выше прожиточного  миниума, но реально живущие на грани нищеты из-за высокой стоимости продуктов питания, лекарств, услуг ЖКХ и представительства в суде. Бесплатная юридическая помощь на постоянной основе  оказывается  из 18 МО, лишь в г. Петрозаводске и в 3 районах республики, а на оплату адвокатов  на эти цели из бюджета выделено  было  только  50 тыс. руб.

     Судебное разбирательство предполагает  в качестве обязательной  составляющей, неукоснительное исполнение вступившего в законную  силу судебного решения. Однако  не все решения заканчиваются их  фактическим исполнением, и нередко по причинам, не связанных с бездействием сотрудников ФССП.

     В республике растет  число конфликтов, связанных с   сохранением  лесов и парков,   передачей участков в аренду и  разработкой   карьеров,    без учета  интересов людей, проживающих на данных территориях. И,  примеров тому более чем предостаточно. Эти   факты подтверждают бытующее  мнение, что интересы узкого круга лиц,  нередко защищаются отдельными чиновниками с большей эффективностью, нежели интересы простых людей.

      Многие годы не исполняются решения судов по строительству водозаборов, а  в МО серьезной проблемой  остается загрязнение водоемов, из которых вода используется на хозяйственно-питьевые нужды. Как следствие,   было допущено  массовое заболевание   населения  в г. Медвежьегорске, где было зарегистрировано 85 случаев дизентерии.

    Поступающие в адрес Уполномоченного обращения от граждан, содержащихся в местах принудительного содержания,  свидетельствуют об имеющихся проблемах с обеспечением прав человека в сфере уголовно-процессуального права и уголовно-исполнительного законодательства.

    За 2016 г. к Уполномоченному от  содержащихся  в изоляции лиц поступила 101  жалоба,  что на  46,3 %  больше,  чем за  АППГ (69), что на наш взгляд  требует глубокого  изучения и  обсуждения.  

    В  2016  году, при проведении мониторинга  по защите прав осужденных в РК было установлено, что их  обеспеченность вещевым имуществом  составила лишь 91 %, а выделенные  на эти цели  средства составляли чуть более 40 % от заявленных потребностей.

     Наибольшее количество обращений от осужденных  и их родственников содержали  жалобы на действия (бездействия) администрации и  на  недостаточное  качество оказания медицинской помощи. Кроме того известно, что в  учреждениях ФСИН  регистрируются в т. ч.  и факты смерти осужденных от различных заболеваний. Ежегодно   в учреждениях умирает более 10 человек.

     Компетентная проверка таких обращений Уполномоченным крайне затруднена, поэтому такие  материалы чаще направляются для проверки в правоохранительные органы, Роздравнадзор и др. органы. Вместе с тем в  истекшем году  в одном из учреждений ФСИН были  выявлены факты нарушений прав осужденных. По результатам проверки,  которых,   СК РФ по РК  возбуждено уголовное дело и ведется расследование.

      Во многих обращениях осужденные заявляли не о нарушениях их прав, а  о ситуации, вызванной самим фактом лишения свободы либо с несоразмерностью наказания.

     В   ходе посещения мест лишения свободы от  некоторых осужденных  к Уполномоченному поступали жалобы на  необоснованные дисциплинарные наказания и отказы в  УДО.  Имели место случаи объявления голодовки. 

    В целях защиты прав иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в ЦВСИГ   Уполномоченным направлялись соответствующие  обращения в федеральные и региональные органы власти.  Было направлено предложение и о внесении изменений в действующее законодательство, которое  бы исключало    бессрочное содержание  этих граждан в этом центре.   Примеры: по решениям судов мигрантов штрафуют, а они его выплатить не могут. В связи с чем, ОВД   вынуждены в установленном порядке содержать  этих лиц в изоляции  (порой до года), что порождает  лишь повторные жалобы, а государство несет неоправданные  расходы. 

     Хотел бы  остановиться на событиях и явлениях,   которые   существенно влияют на  ситуацию с правами и свободами  человека  и требуют  особого внимания. Так:

1. В республике проживает значительное число жителей живущих за чертой бедности, а хроническая безработица сохраняется  почти в два раза выше среднероссийского показателя.

2. Для большинства жителей не является секретом, что республика  заражена вирусом  коррупции, а порой и  безответственности, что создает социальную напряженность среди жителей Карелии.  Об этом  свидетельствуют многочисленные  жалобы граждан,  решения  УФАС, акты КСП  и уголовные  дела.

3. Ряд  чиновников,   не желает искать пути решения частных вопросов. При этом доступ ко многим из них  необоснованно ограничен. Некоторым  должностным лицам недостает элементарной человечности при общении с гражданами.  Нередко они  уходят от решения вопросов  по существу, направляя жалобы по бюрократическому кругу, тем самым загоняя проблемы в тупик.  Имеют место случаи, когда к  Уполномоченному  за  защитой   коллективных интересов  вынуждены обращаться,   в том числе  и общественные организации.

4. В РК укрепляется практика, когда  вместо диалога  с некоторыми  руководителями, депутатами  и активными гражданами, имеющие свое  мнение, создаются  конфликты. А,  вместо того, чтобы надлежащим образом отреагировать на внесенные  предложения  или конкретные  нарушения, вокруг этих людей   активно  формируется негатив, порой переходящий в их травлю.  Как ни странно, но стало реальностью, что и на сотрудников института, начался  поиск компромата и их дискредитацию. 

5. Независимость и состязательность в судах часто  являются формальными, а в судебной системе сложилась жесткая иерархия, как и  в исполнительной власти. Сохраняется избирательность наказания в  зависимости от положения осужденного. Это не мои, а  слова моих коллег и жителей Карелии, с которыми трудно не согласиться.   А, судя  по некоторым решениям становиться очевидным,  что у нас в республике  появляются  «свои»   Васильевы  и «неугодные». 

6. Не являются  единичными  управленческие решения, которые  принимаются порой  в ущерб значительной части населения, и их  права    восстанавливаются нередко с использованием  лишь вышестоящих или полномочных органов.

7. Настораживает ситуация, когда  вместо   пресечения  нарушений закона,  ряд  руководителей контрольных и надзорных органов  иногда занимают позицию сторонних наблюдателей, а рекомендации и предложения Уполномоченного, обращенные к компетентным органам,  нередко  заканчивают  банальными отписками. 

8. В результате бесцеремонного вмешательства и воспрепятствования его деятельности, институт   Уполномоченного длительное время работает   в авральном режиме, при котором, заявляю ответственно, ущемляются права  самой незащищенной   части  жителей Карелии. 

       Самое удивительное в том, что  решение многих  проблем  в республике возможно  без дополнительных  финансовых  вложений,  а требует лишь  четкого и строго соблюдения  норм и правил,  установленных действующим законодательством.

         Вышеизложенные вопросы нами неоднократно  доводились до  органов власти, иных структур и  общественных организаций в т. ч. через СМИ. Но, к сожалению, вместо развития гражданского общества,  в республике наблюдается ситуация,  при которой, отдельные  чиновники, руководствуясь амбициями, порой приклеивают заслуженным и добропорядочным гражданам различные ярлыки, относя  их к инакомыслящим, а иногда даже  к «иностранным агентам».

Михаил   Александрович!  Справедливо  Ваше высказывание на одном из заседаний Совета при Президенте, что отношение государственных структур к правозащитникам,  порой, напоминает охоту на ведьм, но только с приписками и очковтирательством. 

     Исходя из мониторинга ситуации по соблюдению прав и свобод человека, считаю необходимым в данной аудитории сообщить,  что сегодня, главной проблемой  в республике  является  дефицит доверия, разрыв между обществом и властью. При этом отчетливо понимаем  свою задачу по  выполнению функции связующего звена между гражданским обществом и властью, между гражданином и чиновником. Однако доложу, что  в нынешней ситуации  этого достичь в нашей республике  не представляется возможным,  и,  смею заверить   не только по нашей вине.  

      При этом,  убежден,  что  соблюдение и защита прав и свобод человека в республике возможны, но  лишь при  условии  строгого исполнения действующего законодательства, тесного  взаимодействия,  честного диалога  и  ответственного подхода  к решению возникающих проблем  всех институтов власти и  заинтересованных сторон. 

     Уполномоченный по правам человека

                   в  Республике   Карелия                                                          А.С. Шарапов

                    10 февраля 2016 года

_________________________________________________________________________________________________________________________

 

                                                                 

 

                               

 

14 сентября 2017 года в 15.00, в здании Законодательного Собрания Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, д.5) состоится заседание ОЭС с повесткой: «Ситуация по соблюдению конституционных прав жителей п. Валаам»

Уполномоченный по правам человека в Республике Карелия еженедельно по вторникам (каждый вторник) проводит личный прием граждан с 15:00 до 17:00 по предварительной записи, № тел. (8142) 78-10-62

Уполномоченный по правам человека в Республике Карелия

185910, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, 5

Телефон

78-10-62, 76-57-92

Факс 76-57-92

Эл. почта ombudsman.karelia@zsrk.onego.ru