Выступления

       

                                                                                                             Выступление      

                                            на заседании Общественно-экспертного совета при Уполномоченном   

                                                                                                    Уважаемые коллеги!                                                                              

    Довожу  до Вашего сведения, что по  рассматриваемому  вопросу, только в адрес Уполномоченного в РК  поступило  - 73 обращения, из  которых  более 40 %  были коллективными.    

     Первое обращение жителей п. «Валаам» к  моему предшественнику поступило  еще  в 2009 г.    Очередную такую  жалобу  институт Уполномоченного  получил  уже в ноябре  2014 г.  В ней  сообщалось о выселении  из помещения  и  снятия  с регистрационного учета  по решению суда в 2007 г. семьи Мускевич, которая  в  1993 г. была заселена в него  имея на руках соответствующий ордер.

     Для защиты своих прав жители п. Валаам, на протяжении  уже более  10  лет, регулярно обращаются  в различные  органы власти и МСУ и сообщают  о событиях,  в результате которых были нарушены их права.     

    Должен сообщить, что все жалобы (обращения, заявления) без исключения, поступавшие в адрес Уполномоченного, рассматривались  в установленном законом порядке, в т. ч.  с привлечением  полномочных  органов власти и  компетентных должностных лиц. Сегодняшнее заседание собственно и является продолжением нашего реагирования на поступившие   4 -  очередные  обращения.

    В ходе проводимых проверок жалоб от граждан, нами, порой совместно с участием представителей общественности, неоднократно осуществлялись выезды в Сортавальский район, проводились необходимые встречи, как с жителями, так и с должностными лицами различного уровня.  Было истребовано и изучено  множество документов. В том числе, с тремя  имеющимися копиями  экземпляров технического паспорта на указанную гостиницу (за одним номером),  с исправлениями и не соответствующими друг другу сведениями. Между тем, экземпляр  вышеуказанного  технического паспорта  значится  зарегистрированным  в  РБТИ  от  10.09.1968 г., которым  подтверждалось то, что  в «Зимней гостинице» существовал жилой фонд в объеме  2688 кв. м.   

    Аналогичное подтверждение  тому зафиксировано в  Распоряжении Министерства государственной собственности  РК  от 13.08.1999 г. за  № 354, с приложенным актом ревизии недвижимого имущества, где указано, что в корпусе «Зимней гостиницы»  расположен жилой фонд п. Валаам площадью 3834 кв.м.

   Согласно  данным справки  (2015 г.) выданной  ГУ «Природный парк Валаамский архипелаг»   в п. Валаам существовала   жилая площадь,  в объеме 3356 кв.м. из которых 2264  кв.м.  или  57 квартир  располагалось в  «Зимней гостинице». 

    В Генеральном  плане развития территории  Валаамского архипелага, разработанного институтом Урбанистики  Госстроя России от 25.07.1999 г. отражено, что  в центральном поселке о. Валаам зарегистрировано   7533 кв.м. жилой площади, из которой 6625 кв. м.  или  211 квартир заняты представителями светской власти.  Из которых - 2068 кв. м. или  55 квартир, находящиеся  в  здании  «Зимней гостиницы».

    Нормами,  перечисленными в   Постановлении  В.С. КАССР  (№ 6/167 от 19.04.1991 г.)  запрещалось  вселение,  приватизация жилья и  была ограничена прописка граждан в п. Валаам, которое фактически  вступило в  противоречие с   требованиями  действующего законодательства  РФ:

- № 1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилья»;

- № 948-1 от 22.03.1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";

- № 5242-1 от 25.06.1993 г. «О праве гр. РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства».

    Следует отметить, что в последующем, на  вышеуказанное  Постановление прокуратурой РК   был внесен  протест (исх. № 7-220-05  от 27.07.2005 г.) в связи с чем, ЗС РК было принято новое   Постановление (№ 2003 – 111 ЗС от 20.12.2005 г.), которым  п.3, содержащий вышеперечисленные мною нормы  был  признан    утратившим силу. 

    В соответствии с  требованиями Закона Республики Карелия за  № 957  от 06.02.2006 г. «О безвозмездной передаче государственного имущества РК в  собственность монастыря, здание «Зимней гостиницы фактически  было  передано вместе с ее  жителями. Однако  УФРС по РК   было выдано Свидетельство  на право собственности  (10АБ № 198361 от  05.09.2006 г.)  с  припиской - обременения не зарегистрированы. 

    Вместе с тем, данный документ, как и не достоверная информация о принадлежности   помещений занимаемых  жителями п. Валаам, отраженная в вышеуказанном техническом паспорте  послужили основными аргументами для вынесения судебных решений о   принудительном  их выселении  из  гостиницы.

    Также  установлено, что межведомственная комиссия,  созданная главой  Сортавальского ГП (в состав которой входили и представители федеральных структур), обследования жилых  помещений  гостиницы не проводила.  Но,  вопреки   требованиям п.44, 1У раздела Положения, утвержденная  Постановлением Правительства  РФ № 47 от 28.01.2006 г. регламентирующего  порядок признания помещений жилыми или непригодными  для проживания, комиссия уклонилась от определения  состава экспертов, в установленном порядке аттестованных  на право  подготовки заключений.  При этом,  без выезда на место  и обследования гостиницы  она составила  заключение о признании 34 (из 57) жилых помещений непригодными для проживания, фактически переписав  техническое  заключение  составленное  представителями ЗАО ПИ «Карелпроект» (инв. № 3/225 - 2015 г.), которые также не выезжали и не обследовали  ее. Есть основание полагать, что данное  заключение  было составлено в связи с тем, что  подписавшим ее специалистам, Глава республики в 2015 г., дал  письменное  указание  признать помещения  непригодными для проживания.

     Факт внесения искаженных  сведений в технический паспорт, в котором  отсутствуют, в т. ч. отметки о переводе жилого в нежилое помещение, гласит  о допущенных нарушениях требований  статей  22 и 23 ЖК РФ, устанавливающих порядок и условия  перевода жилого   в нежилое помещение. 

     Между тем, выданное Свидетельство о праве собственности и Заключение  о непригодности жилых помещений для проживания,  послужили   основными аргументами для принятия судами соответствующих решений о принудительном  выселении жителей из гостиницы, проживавших в ней на законных основаниях.  Последствия же этих решений: всем известны - значительная часть жителей осталась без жилья или работы, что породило  многолетнюю конфликтную ситуацию и многочисленные обращения граждан  о защите их прав.    

      В соответствии с требованиями Федерального Закона № 212-ФЗ  от  21.07.2014 г.  «Об основах общественного контроля» и с целью  получения полной и объективной информации о ситуации с соблюдением прав граждан, Уполномоченный неоднократно инициировал общественные проверки и  соответствующие экспертизы.

      Исходя из  результатов  проведенного анализа  всех обстоятельств, по рассматриваемому вопросу могу  выразить мнение нашего института, что  ситуация с  нарушениями  прав жителей п. Валаама стала возможной лишь вследствие игнорирования и пренебрежения отдельными должностными лицами региональных органов исполнительной власти и МСУ действующего законодательства.

      Пользуясь представленной возможностью, хочу поблагодарить представителей нашего Совета -  П.А. Клемешова, Л.Н. Ухлинова и С. С. Матвеева, которые  проделали значительную и важную  работу,  итоги  которой, полагаю, должны  помочь  нам разобраться  в данной  проблеме.   

 

Уполномоченный по правам человека

            в Республике Карелия                                                                                                                               А.С. Шарапов

 

                14 сентября 2017 г.

 

 

   

                                                                                                                 

   

 

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выступление Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия на церемонии Дня памяти жертв политических репрессий                                                                                                                                             (ур. "Сандармох")

           От имени своих коллег  и от себя лично хочу поблагодарить  всех, кто пришел  к этому трагическому и святому месту  по зову сердца и  состоянию души.

           Годы политических репрессий в  Советском союзе – одна из самых страшных страниц в истории России.

     Человеческая жизнь бесценна, а  убийство невинных людей нельзя оправдать – будь это один человек  или миллионы. Репрессии как вид государственного наказания – является чудовищным преступлением.

     До настоящего времени продолжаются  дискуссии о количестве жертв террора, а историки  по сей день не могут восстановить все детали той эпохи. Но, доподлинно известно, что эти годы обошлись ценой значительного  количества  необоснованных человеческих жертв.  Причем ими  становились мужественные и талантливые  люди: деятели науки и культуры, религиозной и общественной жизни, военные и писатели, простые  труженики  и домохозяйки.  Террор охватывал без разбора все регионы и республики. В трагических списках присутствовали  фамилии людей, практически всех  национальностей.   

      Теперь совершенно очевидно, что политические обвинения против многих граждан были результатом преднамеренных фальсификаций, которые в последующем  были сняты, а  значительное количество  пострадавших  реабилитированы.

      Я солидарен со словами  УПЧ в РФ,  что  «Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив  память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами  политических репрессий».

    Наш  же с Вами долг –  помнить светлые, но и не забывать трагические страницы истории. При этом мы с Вами  должны делать все возможное, чтобы ни в Карелии,  ни  в другом уголке  России, да  и во всем  мире не нарушалось самое главное Конституционное право человека – это право на жизнь.   

    Нет  сомнений  в том, что только по этой причине,  мы с Вами пришли сегодня  сюда, чтобы  вспомнить и почтить память  тех, кто отдал свою жизнь за гражданские права и возможность открыто выражать свое мнение.

 

05 августа 2017 г.

   _________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                     Выступление

Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия на заседании Правительства при рассмотрении  вопроса: «О состоянии здоровья населения Республики Карелия в 2016 году».       

                                                                                                                    Уважаемые коллеги!   

     По вполне понятной причине я на данном заседании не задавал вопросов  министру здравоохранения. Вместе с тем, ссылаясь на проводимый в 2016 году мониторинг и рассмотренные жалобы  граждан, попытаюсь на характерных примерах осветить реальную  ситуацию, которая  сложилась в республике за последние годы.  Примеры:

     Несмотря на значительное  финансирование,  систему здравоохранения    в республике  трудно еще пока назвать комфортной с позиции получателей государственных услуг.

    Очевидно, что одним из важнейших факторов, влияющих на качество оказания медицинской помощи, в 1 очередь является  правильная организация работы в учреждениях здравоохранения, в строгом соответствии с законом и соблюдением  прав  самих медицинских работников. Обращения же на нарушения права на оплату труда и на нарушения  условий договора продолжают   иметь место (Примеры).

     Наиболее  проблемными, с точки зрения обратившихся с жалобами  граждан остаются следующие направления:

1.право на доступную медицинскую помощь;

2. права пациентов и этика взаимоотношений  в системе здравоохранения;

3.право, в т. ч. на льготное лекарственное обеспечение, о котором всем известно, но легче от этого пациентам не становится.

    Узкие специалисты, диагностическая база, специализированная помощь в лучшем случае  находятся в  центрах  за десятки, а то и сотни километров  от многих поселений республики.

   Территориальная недоступность медицинской помощи осложняется  и тем, что это ничем не компенсируется, ни возможностью  приобретения  лекарственных средств по месту жительства (закрытие ФАПов, отсутствие аптек в селе) ни удобным, регулярным, доступным  транспортным обеспечением до центров с оснащенной диагностической лечебной базой.

    Главы МСУ ссылаются  на то, что  они не способны  организовать регулярное транспортное сообщение т.к. эти рейсы не окупаются, бюджетных денег не хватает, а граждане  (в своем большинстве пенсионеры, инвалиды и иные категории малоимущих граждан) вынуждены тратить значительные  суммы, чтобы доехать до таких центров.

   Важной  темой  обеспечения медицинской помощи сохраняются  проблемы для рожениц, пациентов с сердечно – сосудистыми, нетипичными  и др. заболеваниями. Свидетельство тому, сохраняющийся в республике на протяжении ряда лет высокий уровень  смертности.

    Исходя из сложившейся ситуации, возникает  вопрос: какой целесообразностью измерить сегодняшние условия, в которых  люди   пытаются получить медицинскую помощь, и проживающих не только  в сельских поселениях, но  в районных центрах и городах. 

    При этом ответственно заявляю, что, излагая  сейчас  лишь единичные негативные  примеры из практики, я не преследовал цели драматизировать ситуацию, так как известно, что в области здравоохранения  республики работает не малое  количество добросовестных, замечательных  людей и профессионалов, благодаря которым жители Карелии все же получают необходимую медицинскую помощь.  Я лишь выразил мнение жителей  республики, исходя из личного общения с ними, анализа их обращений и  обозначил  лишь часть  существующих  проблем.

     Понимая необходимость и неизбежность  процессов модернизации в здравоохранении, хотел бы высказать наши предложения по исправлению сложившейся ситуации. Так, считаем  необходимым:   

    Министерству здравоохранения РК:

 1. продолжить  разработку системы альтернативных мер, позволяющих обеспечить  доступную первичную медицинскую помощь жителям  на территории сельских поселений, а также  их лекарственное обеспечение;

- в рамках своих полномочий принять исчерпывающие меры  по реализации проекта строительства  в РК - 16  запланированных  ФАПов;

- провести анализ причин и условий, способствующих  высокому уровню смертности в республике и принять  оперативные меры по  их предупреждению и  (при необходимости) устранению.

    Главам же МО -  рекомендуем  искать возможности по  принятию  мер к оптимизации транспортного сообщения  между маленькими населенными пунктами  и районными центрами, учитывая  потребности населения, время работы  основных специалистов, к которым  ездят жители, а также  доступную стоимость транспортных услуг.  

 

05  июля  2017 г.

 

 Выступление Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия  на российско - германской научной конференции «Проблемы реализации местного самоуправления в России и в Германии»

        Уважаемые коллеги!  Уважаемые участники конференции!

     Прежде всего, хочу поблагодарить  организаторов  за приглашение   принять участие в  ее работе.  

     Конституция России закрепила организационную  обособленность МСУ от органов государственной  власти, но как показывает  практика - эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно  без четко отлаженного механизма их взаимодействия. Мне представляется, что большинство наших неудач в экономике и социальной сфере связано именно с тем, что этот механизм порой дает сбои.

    Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса и не могут оставаться без влияния государства.  

    Следует сказать, что на пути реализации требований ФЗ «о МСУ»  встает достаточно много проблем, которые во многом, согласитесь, зависят:

-  от географических различий;

- от сложившейся  практики межбюджетных отношений;

- от налоговой политики;

- от системы выборов депутатов, глав администраций и ряда  иных  факторов.    

     Взаимодействие государственных органов, института  Уполномоченного по правам человека с ОМСУ в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной

                                                           - 2 -

 политики – решения экономических, политических и социальных проблем развития  муниципального образования  в целом.      Первое и основное направление такого взаимодействия – считаем  же конечно, восстановление  нарушенных прав при рассмотрении                                                       жалоб граждан  на действия (бездействие) ОМСУ и их должностных лиц.

    При этом хочу заметить, что при осуществлении своей деятельности по защите прав человека,  Уполномоченный не может действовать обособленно от других государственных органов и органов МСУ, однако, очевидно, что  она  не должна противоречить деятельности другого субъекта взаимодействия.

    Как показывает практика нашей работы, именно этот аспект деятельности Уполномоченного является наименее урегулированным. Оттого, считаем, что это и должно  быть  предметом дальнейших исследований и законодательного совершенства.

   Бесспорно, эффективная защита прав человека не возможна, без соответствующего мониторинга, который предполагает систематический сбор и обработку информации о соблюдении прав и законных интересов  граждан всеми  органами МСУ, а, полученные результаты должны быть использованы  для, разработки новых  правовых актов, информирования  общественности и последующими рекомендациями и предложениями, направляемыми в  т. ч. и в органы МСУ.   Однако, анализ моей 3 – летней работы в должности Уполномоченного в этом направлении свидетельствует о наличии ряда существующих проблем:

    Вот некоторые из них:

                                                      - 3 -                                                 

1.  в ряде поселений недостаточное внимание уделяется  развитию форм и методов работы по обращениям (жалобам) граждан. Иногда некоторые сотрудники ОМСУ имеют весьма  пространное                                                        - 3 -

представление о правах человека, в т. ч. и те, которые они призваны защищать;

2. нельзя признать положительной работу отдельных  ОМСУ  по поддержке лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию (получение временного социального жилья, минимизация  бедности, помощь в регистрации и др. вопросам);

3. наличие недостатков в системе постинтернатного сопровождения выпускников детских домов;

4. не отработана надлежащая система бесплатной юридической помощи  жителям в т. ч. в  ряде отдаленных поселений  республики; 

5. недостаточное, а порой и необъективное информирование населения о своей работе;

6.  наличие  правовой  «эквилибристики» в ряде ОМСУ. Иначе, принятие  нормативных актов, которые нередко не защищают, а ущемляют права жителей поселений;

7. в отдельных  муниципальных образованиях отсутствует желание у некоторых должностных лиц  на взаимодействие с институтом Уполномоченного (проведение рабочих встреч, совместный прием жителей, обмен мнениями, согласование значимых вопросов и т. д.).

    К сожалению, это далеко не полный перечень существующих проблем при реализации ОМСУ своих полномочий. Но,

                                                          - 4 -

     объективности ради следует сказать, что делегирование государственных полномочий ОМСУ требует законодательного совершенствования и развития, т. к. данные  правоотношения осуществляются  нередко не в полном объеме, в т. ч. и  в следствие  недостаточности     материальных   средств,    необходимых  для   их

 осуществления. А, независимость, как известно, не возможна без самостоятельности в финансовой сфере.

    Вместе с тем, следует признать, что проблемы взаимодействия ОМСУ  с различными органами власти имели, и продолжают иметь место практически на всех этапах развития МСУ, как в России, так и в других странах.

   Однако, даже при существующих недостатках, даже если закон о МСУ и несовершенен, его все же, по нашему мнению, следует дорабатывать и совершенствовать, чтобы не повторять исторические ошибки, а создавать надлежащие условия для обеспечения жизненных интересов наших граждан.    

   Полагаю, что сегодняшний форум, как раз и преследует цель поиска путей решения этих системных проблем, чего я и хочу всем нам пожелать.

30   мая   2017 г.

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________________________________________________

Выступление  Уполномоченного на совместном заседании Совета при   Президенте  РФ по развитию гражданского общества и правам  человека  и Совета при Главе Республики Карелия

                                                                        Уважаемые коллеги!    Уважаемые участники  заседания.

     В начале своего выступления хочу выразить признательность представителям Совета при Президенте РФ и Совета при Главе РК за Ваше решение предметно изучить  ситуацию по соблюдению прав и свобод человека  в нашей республике.

     Данное    мероприятие  было вполне ожидаемое, т. к.   существуют  веские  тому причины.

      Одной из   таких   причин считаем возрастающее   количество  жалоб о нарушениях, поступающих   от жителей Карелии в различные региональные и федеральные органы  власти.    Только на имя Президента РФ из Карелии   ежегодно их поступает  свыше 2000 тыс. а, к   УПЧ в РФ в истекшем году  их поступило  - 237, на что у каждого заявителя  были свои  мотивы.    

  Если  за  2012 год  в адрес  УПЧ в РК поступило 423  обращения (из которых 28  были  коллективными),  то в 2016 г.  их количество  увеличилось почти в 2 раза и составило  уже   828  (54 из которых были  коллективные).  Полагаем, что  такой рост не может не вызывать  тревоги и озабоченности всех органов власти и  МСУ в республике. 

      В целях обеспечения доступа  к сведениям о наличии конкретных   проблем, изложенных в наших докладах, они направлялись  в органы  власти,  библиотеки,   в общественные организации  размещались на сайте. При этом мы были уверены в том, что обобщенный и  осмысленный материал, а также наши предложения и  рекомендации,  будут использованы соответствующими органами и ведомствами по назначению. Однако, как показала практика,  такая информация интересует    далеко  не всех  руководителей.

      В адрес Уполномоченного  чаще поступали обращения  граждан с просьбами об оказании содействия в решении социальных  прав, соблюдение  которых во многом зависит от эффективности работы государственной системы в целом, а их ущемление воспринимаются  людьми наиболее болезненно.

      Анализ  таких жалоб свидетельствует о том, что ответственное отношение к обеспечению социальных гарантий еще не стало непреложным правилом т.к. складывающаяся ситуация в РК свидетельствует о том, что права граждан в  частности,  в  жилищной сфере, как   и при оказании ЖКУ продолжают нарушаться. Их количество  по сравнению с 2015 г. возросло,   более чем на 1/3, а их  доля составила почти 40 % в   их общем количестве.

    Достаточно сказать, что только  в адрес ГЖИ РК  в истекшем году  поступило 7580 таких  обращений, что на 48 % выше аналогичного периода.

      Наряду с участием  республики   в исполнении приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье», положение с его  обеспечением   остается  критическим.  Эта задача, ввиду ее несоразмерности материально-финансовым ресурсам МСУ трудноразрешима. В бюджетах поселений, практически  не предусматриваются средства на  строительство жилья и предоставление очередникам жилой площади, а жилищным кодексом фактически исключена возможность бесплатного предоставления малоимущим гражданам жилья из федерального  и регионального источников.    Тогда как, на  начало  текущего года,  только в ФССП по РК в работе  находилось  531 такое исполнительное   производство.  

     Признаюсь, что работать по этим обращениям достаточно  трудно,  т. к. формально человек признанный нуждающимся  стоит в очереди на жилье. Фактически же,  право   заявителя нарушается вследствие  длительной  его «не реализации». Это означает годы, а то и десятилетия нахождения в опасности для жизни и здоровья  в «помещениях», нередко с детьми, с пожилыми людьми, инвалидами.  Пример: не предоставление  по решению суда в  г. Петрозаводске, с 2014 г.  жилья, инвалиду,  как выяснилось, лишь по причине отсутствия разработанного порядка и  не определения источника финансирования. 

     Непростая ситуация и  по обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями. По данным УФССП по РК на 01.10.2016 г. в производстве находилось  более 70 таких  судебных  решений.

     Обстановка с пожарами в жилом секторе населенных пунктов Карелии в последние годы складывается  очень напряженная, в связи с чем,  обострилась проблема обеспечения жильем граждан, пострадавших от них. Однако лишь единицы получают  жилье в маневренном фонде.  Пример: инвалид, с несовершеннолетним  ребенком  в  г. Беломорске, с 2008 г.,  т. е. со дня,  как сгорел   дом, по решению суда не могут  получить  положенное им   жилье.    

   Жители  Карелии поверили в возможность  капитального ремонта, что   подтверждает  оплата этих  сборов.     Именно такая активность и породила  высокую требовательность к использованию таких средств.  Вместе с тем, тематика подобных  обращений, стала наиболее  острой.  При этом,  ряд  чиновников упорно  не желает  видеть, и  слышать  того, что происходит вокруг.    Вопиющий тому  пример: обращение жителей г. Медвежьегорска:  где деревянный дом, 1940 г. постройки в 2004 г.  был включен в список аварийного фонда. Через год решение было изменено и он признан подлежащим капитальному ремонту. Спустя 7 лет, по иску жильцов суд обязал Администрацию провести его капитальный ремонт. Но, через год дом был вновь признан аварийным и  подлежащим сносу. Однако через 2 года он вновь признается пригодным для проживания. В результате  чего жильцы дома  на протяжении 12 лет вынуждены искать защиты своих прав в различных инстанциях.  Наверное, по таким   примерам,   Президент России  призвал чиновников:  «не морочить людям голову».

       Возрастающее количество жалоб показывает, что  в республике существует  еще много домов, официально  не признанных аварийными, но  имеющих высокий уровень износа.

     Сохранились  вопросы и  о нарушениях закона, когда многие собственники жилья не смогли воспользоваться своим правом на  выбор способа формирования фонда капитального  ремонта.

     Среди   обращений   присутствует  скандальная тема - переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. В ходе проведенных  проверок по таким жалобам вскрылась уникальная ситуация, когда  при дефиците жилья, люди  отказываются от переселения, однако их  пытаются принудительно  (по известным причинам) вселить  во вновь построенные  дома. Имели место факты, когда за несколько дней  до выборов, переселенцам вручали ключи от квартир, а через  некоторое время их  изымали. Организованная  же 08.02.2017 г. поездка в п. Эссойла  подтвердила, что людей вселяют в квартиры до завершения в них строительных работ, а  это уже претензии не к строителям.

   В республике  обострилась проблема  в сфере гражданских правоотношений при покупке квартир, когда  люди не  по своей воле  оказались заложниками сложившейся  ситуации. В настоящее время  без крыши над головой, вместе с детьми остаются сотни человек.   В более тяжелом положении оказываются  люди, вложившие деньги, но не получившие квартиры.

     Не могу не сказать и о проблемах  жителей  «Зимней гостиницы»,  которых  принудительно выселили из жилых помещений, где они проживали  на законных основаниях и уже на протяжении 10 лет им не представляется возможным  восстановить свои жилищные права.

      Наряду с имеющимися положительными результатами при  реализации нацпроекта «Здоровье», анализ обращений, свидетельствует о наличии  серьезных проблем в сфере обеспечения прав граждан на качественное и своевременное медицинское обслуживание.

      В республике сохраняются  вопросы, связанные с  невозможностью оперативного медицинского лечения в центральных  медицинских учреждениях  для  значительного количества жителей,  в связи с отдаленностью их проживания. 

      В настоящее время  во всех муниципальных районах республики  имеются населенные пункты, с которыми  транспортное сообщение либо отсутствует вовсе, либо осуществляется крайне не регулярно. В результате контрольных мероприятий в республике  выявлены нарушения по обеспечению  пациентов обезболивающими лекарственными препаратами.   Так:  в Кондопожском  -  92,  а,   в  Суоярвском районах  – 73 пациента умерли  от злокачественных образований, но, только 1 из них, в каждом районе получил   обезболивание наркотическим препаратом.

     В последние годы отношение  к инвалидам   значительно изменилось, но  вместе с тем, в республике   сохраняются  проблемы с  их трудоустройством и формированием безбарьерной среды. А,  вопрос создания доступной среды  касается не только инвалидов, но и немалой части населения из числа  пожилых жителей Карелии,  для которых  важные объекты инфраструктуры  зачастую также бывают малодоступными. 

    В адрес Уполномоченного  поступали  жалобы на существующий  порядок переосвидетельствования и  получения группы инвалидности.

     Последние годы  стали  серьезным  испытанием  для многих жителей Карелии, т. к. проблемы в сфере труда и занятости  повлекли за собой  целый комплекс иных социальных проблем, решение которых невозможно без участия  органов государственной  власти и МСУ.

    Сохраняется   значительная задолженность по заработной плате  в 39 организациях республики и эта ситуация повторяется в т. г. За  2016 г. были  выявлены и  восстановлены права 1387-и   работников._____________________________________________________

     Как известно, правовое государство предполагает не только ответственность граждан перед государством, но ответственность власти перед населением и ее подчинение интересам общества. Вместе с тем,       наряду с положительными моментами в области борьбы с преступностью, в адрес Уполномоченного продолжают   поступать жалобы  граждан на незаконные или неправомерные  действия сотрудников  правоохранительных органов и судебные решения.       

    Здесь я должен сказать, что в вопросах контроля с нашей стороны за судебной системой существует ряд  объективных сложностей, потому, что региональное законодательство не наделяет Уполномоченного возможностью обращаться в суд, по защите интересов граждан.

     На практике  Уполномоченный нередко сталкивается с тем, что   право на бесплатную юридическую помощь не имеют граждане,  доходы которых  выше прожиточного  миниума, но реально живущие на грани нищеты из-за высокой стоимости продуктов питания, лекарств, услуг ЖКХ и представительства в суде. Бесплатная юридическая помощь на постоянной основе  оказывается  из 18 МО, лишь в г. Петрозаводске и в 3 районах республики, а на оплату адвокатов  на эти цели из бюджета выделено  было  только  50 тыс. руб.

     Судебное разбирательство предполагает  в качестве обязательной  составляющей, неукоснительное исполнение вступившего в законную  силу судебного решения. Однако  не все решения заканчиваются их  фактическим исполнением, и нередко по причинам, не связанных с бездействием сотрудников ФССП.

     В республике растет  число конфликтов, связанных с   сохранением  лесов и парков,   передачей участков в аренду и  разработкой   карьеров,    без учета  интересов людей, проживающих на данных территориях. И,  примеров тому более чем предостаточно. Эти   факты подтверждают бытующее  мнение, что интересы узкого круга лиц,  нередко защищаются отдельными чиновниками с большей эффективностью, нежели интересы простых людей.

      Многие годы не исполняются решения судов по строительству водозаборов, а  в МО серьезной проблемой  остается загрязнение водоемов, из которых вода используется на хозяйственно-питьевые нужды. Как следствие,   было допущено  массовое заболевание   населения  в г. Медвежьегорске, где было зарегистрировано 85 случаев дизентерии.

    Поступающие в адрес Уполномоченного обращения от граждан, содержащихся в местах принудительного содержания,  свидетельствуют об имеющихся проблемах с обеспечением прав человека в сфере уголовно-процессуального права и уголовно-исполнительного законодательства.

    За 2016 г. к Уполномоченному от  содержащихся  в изоляции лиц поступила 101  жалоба,  что на  46,3 %  больше,  чем за  АППГ (69), что на наш взгляд  требует глубокого  изучения и  обсуждения.  

    В  2016  году, при проведении мониторинга  по защите прав осужденных в РК было установлено, что их  обеспеченность вещевым имуществом  составила лишь 91 %, а выделенные  на эти цели  средства составляли чуть более 40 % от заявленных потребностей.

     Наибольшее количество обращений от осужденных  и их родственников содержали  жалобы на действия (бездействия) администрации и  на  недостаточное  качество оказания медицинской помощи. Кроме того известно, что в  учреждениях ФСИН  регистрируются в т. ч.  и факты смерти осужденных от различных заболеваний. Ежегодно   в учреждениях умирает более 10 человек.

     Компетентная проверка таких обращений Уполномоченным крайне затруднена, поэтому такие  материалы чаще направляются для проверки в правоохранительные органы, Роздравнадзор и др. органы. Вместе с тем в  истекшем году  в одном из учреждений ФСИН были  выявлены факты нарушений прав осужденных. По результатам проверки,  которых,   СК РФ по РК  возбуждено уголовное дело и ведется расследование.

      Во многих обращениях осужденные заявляли не о нарушениях их прав, а  о ситуации, вызванной самим фактом лишения свободы либо с несоразмерностью наказания.

     В   ходе посещения мест лишения свободы от  некоторых осужденных  к Уполномоченному поступали жалобы на  необоснованные дисциплинарные наказания и отказы в  УДО.  Имели место случаи объявления голодовки. 

    В целях защиты прав иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в ЦВСИГ   Уполномоченным направлялись соответствующие  обращения в федеральные и региональные органы власти.  Было направлено предложение и о внесении изменений в действующее законодательство, которое  бы исключало    бессрочное содержание  этих граждан в этом центре.   Примеры: по решениям судов мигрантов штрафуют, а они его выплатить не могут. В связи с чем, ОВД   вынуждены в установленном порядке содержать  этих лиц в изоляции  (порой до года), что порождает  лишь повторные жалобы, а государство несет неоправданные  расходы. 

     Хотел бы  остановиться на событиях и явлениях,   которые   существенно влияют на  ситуацию с правами и свободами  человека  и требуют  особого внимания. Так:

1. В республике проживает значительное число жителей живущих за чертой бедности, а хроническая безработица сохраняется  почти в два раза выше среднероссийского показателя.

2. Для большинства жителей не является секретом, что республика  заражена вирусом  коррупции, а порой и  безответственности, что создает социальную напряженность среди жителей Карелии.  Об этом  свидетельствуют многочисленные  жалобы граждан,  решения  УФАС, акты КСП  и уголовные  дела.

3. Ряд  чиновников,   не желает искать пути решения частных вопросов. При этом доступ ко многим из них  необоснованно ограничен. Некоторым  должностным лицам недостает элементарной человечности при общении с гражданами.  Нередко они  уходят от решения вопросов  по существу, направляя жалобы по бюрократическому кругу, тем самым загоняя проблемы в тупик.  Имеют место случаи, когда к  Уполномоченному  за  защитой   коллективных интересов  вынуждены обращаться,   в том числе  и общественные организации.

4. В РК укрепляется практика, когда  вместо диалога  с некоторыми  руководителями, депутатами  и активными гражданами, имеющие свое  мнение, создаются  конфликты. А,  вместо того, чтобы надлежащим образом отреагировать на внесенные  предложения  или конкретные  нарушения, вокруг этих людей   активно  формируется негатив, порой переходящий в их травлю.  Как ни странно, но стало реальностью, что и на сотрудников института, начался  поиск компромата и их дискредитацию. 

5. Независимость и состязательность в судах часто  являются формальными, а в судебной системе сложилась жесткая иерархия, как и  в исполнительной власти. Сохраняется избирательность наказания в  зависимости от положения осужденного. Это не мои, а  слова моих коллег и жителей Карелии, с которыми трудно не согласиться.   А, судя  по некоторым решениям становиться очевидным,  что у нас в республике  появляются  «свои»   Васильевы  и «неугодные». 

6. Не являются  единичными  управленческие решения, которые  принимаются порой  в ущерб значительной части населения, и их  права    восстанавливаются нередко с использованием  лишь вышестоящих или полномочных органов.

7. Настораживает ситуация, когда  вместо   пресечения  нарушений закона,  ряд  руководителей контрольных и надзорных органов  иногда занимают позицию сторонних наблюдателей, а рекомендации и предложения Уполномоченного, обращенные к компетентным органам,  нередко  заканчивают  банальными отписками. 

8. В результате бесцеремонного вмешательства и воспрепятствования его деятельности, институт   Уполномоченного длительное время работает   в авральном режиме, при котором, заявляю ответственно, ущемляются права  самой незащищенной   части  жителей Карелии. 

       Самое удивительное в том, что  решение многих  проблем  в республике возможно  без дополнительных  финансовых  вложений,  а требует лишь  четкого и строго соблюдения  норм и правил,  установленных действующим законодательством.

         Вышеизложенные вопросы нами неоднократно  доводились до  органов власти, иных структур и  общественных организаций в т. ч. через СМИ. Но, к сожалению, вместо развития гражданского общества,  в республике наблюдается ситуация,  при которой, отдельные  чиновники, руководствуясь амбициями, порой приклеивают заслуженным и добропорядочным гражданам различные ярлыки, относя  их к инакомыслящим, а иногда даже  к «иностранным агентам».

Михаил   Александрович!  Справедливо  Ваше высказывание на одном из заседаний Совета при Президенте, что отношение государственных структур к правозащитникам,  порой, напоминает охоту на ведьм, но только с приписками и очковтирательством. 

     Исходя из мониторинга ситуации по соблюдению прав и свобод человека, считаю необходимым в данной аудитории сообщить,  что сегодня, главной проблемой  в республике  является  дефицит доверия, разрыв между обществом и властью. При этом отчетливо понимаем  свою задачу по  выполнению функции связующего звена между гражданским обществом и властью, между гражданином и чиновником. Однако доложу, что  в нынешней ситуации  этого достичь в нашей республике  не представляется возможным,  и,  смею заверить   не только по нашей вине.  

      При этом,  убежден,  что  соблюдение и защита прав и свобод человека в республике возможны, но  лишь при  условии  строгого исполнения действующего законодательства, тесного  взаимодействия,  честного диалога  и  ответственного подхода  к решению возникающих проблем  всех институтов власти и  заинтересованных сторон. 

     Уполномоченный по правам человека

                   в  Республике   Карелия                                                          А.С. Шарапов

                    10 февраля 2016 года

_________________________________________________________________________________________________________________________

 

                                                                 

 

                               

 

14 сентября 2017 года в 15.00, в здании Законодательного Собрания Республики Карелия (г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, д.5) состоится заседание ОЭС с повесткой: «Ситуация по соблюдению конституционных прав жителей п. Валаам»

Уполномоченный по правам человека в Республике Карелия еженедельно по вторникам (каждый вторник) проводит личный прием граждан с 15:00 до 17:00 по предварительной записи, № тел. (8142) 78-10-62

Уполномоченный по правам человека в Республике Карелия

185910, г. Петрозаводск, ул. Куйбышева, 5

Телефон

78-10-62, 76-57-92

Факс 76-57-92

Эл. почта ombudsman.karelia@zsrk.onego.ru