Доклад за 2016 год

  

 

                                     Уполномоченный  по  правам  человека  в  Республике  Карелия

 

 

 

                                                                                     Д О К Л А Д

                                                        О СОБЛЮДЕНИИ  ПРАВ И СВОБОД  ЧЕЛОВЕКА И  

                                                 ГРАЖДАНИНА НА ТЕРРИТОРИИ  РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

                                                                                     ЗА 2016 ГОД

                      

                                                                                      «Когда народ чувствует свою правоту,

                                                                                       действует сплоченно, он уверенно идет   

                                                                                       по избранному пути»   

                                                                                      (из Послания Президента РФ В.В.Путина)

                                        

                                                                                                    КАЛЕНДАРЬ                     

                                               ВАЖНЫХ СОБЫТИЙ (МЕРОПРИЯТИЙ), ВЯЗАННЫХ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

                                      УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ ЗА 2016 ГОД

     01 - 02.03;  15 - 18.06;  07 - 08.12.2016 г. Уполномоченный по правам человека в Республике Карелия (далее – Уполномоченный) принимал участие в заседаниях Координационных советов, семинарах, совещаниях,  круглых столах, конференциях российских уполномоченных при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.

     20.01; 21.01; 28.1; 18.02;  24.03; 30.03; 18.04;  20.04; 21.04; 07.07; 17.07;  27.10; 10.11; 15.12.2016 г. Уполномоченный принимал участие в заседаниях  Законодательного Собрания, Совета, Комитетах, рабочих группах Республики Карелия (далее – РК).

     16.01;  16.02; 15.03;  19.04; 21.07;  22.08;  27.10. 2016 г. Уполномоченный принимал участие в заседаниях региональной контрольной группы при Главном федеральном инспекторе по РК по реализации государственных программ в экономической и социальной сферах, «майских указов» Президента Российской Федерации  и другим  вопросам.

10.02.2016 г. совместно с Главным судебным приставом  Российской Федерации и представителями центрального Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее – УПЧ в РФ)   Уполномоченный  принял участие  в рабочем совещании  при  рассмотрении коллективных обращений жителей  Карелии.

          13.02.2016 г. представитель Уполномоченного принимал участие  в региональном семинаре  для членов ОНК по совместному проекту  УПЧ в РФ и Директората по правам человека Совета Европы.

          04.03.2016 г. Уполномоченный принял участие в работе У111 съезда карелов  Республики Карелия.

          25.03.2016 г. Уполномоченный принимал участие в заседании Совета при Главе РК по содействию развитию гражданского общества и правам человека по вопросам:

- поддержки социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций;

- содействию гражданского общества;

- совершенствованию деятельности общественных советов при органах исполнительной власти.

          28.03; 13.07; 08.09, 14.09; 19.09.2016 г. Уполномоченный принимал участие при проведении заседаний,  конференций, совещаний и заключении Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве,  по вопросам  соблюдения и защите  избирательных прав граждан  с  ЦИК РК;

          27.01; 14.06; 28.09; 28.12.2016 г. в соответствии с планом работы  проведены заседания Общественного - экспертного совета  при Уполномоченном по правам человека в Республике Карелия (далее  - ОЭС)

по  следующим вопросам:

- «О ходе выполнения в РК государственных обязательств по обеспечению жильем  категорий граждан, установленных ФЗ;

- «О ходе реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»;

-   О некоторых вопросах реализации ФЦП  «Жилище  на  2015 - 2020 г.г.);

- О ходе реализации государственной программы РК «Обеспечение доступным и комфортным жильем и ЖКУ» на 2014 - 2017 годы;

- О соблюдении действующего законодательства при выделении земельных участков на территории РК;

- О результатах мониторинга соблюдения избирательных прав граждан в ходе избирательной кампании.

          29.03.2016 г. по приглашению Председателя Общественной организации Союза юристов  РК,  в рамках реализации совместного проекта УПЧ в РФ и Совета Европы принял участие в работе круглого стола: по вопросам освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью и оказания медицинской помощи подследственным (обвиняемым, осужденным).

          04.04.2016 г. подготовил и направил в адрес Председателя Законодательного Собрания РК  предложения о внесении соответствующих изменений и дополнений в Закон РК № 1132-ЗРК от  12.11.2007 г. «Об Уполномоченном по правам человека в РК».

          14.04.2016 г. Уполномоченный принял участие в работе Пленарного заседания по вопросу  «О деятельности Общественной палаты РК в 2015 г. и планах работы на 2016 год.

          20.04.2016 г. Уполномоченный  совместно с депутатами Законодательного Собрания РК при Председателе ЗС РК принял участие в  совещании по проблемам организации пассажирских перевозов  автомобильным транспортом в РК.

          20.04.2016 г. Уполномоченный провел рабочую встречу с Руководителем  центрального Аппарата Генеральной  Прокуратуры РФ  и Прокурором РК  по вопросам соблюдения и восстановления  прав и свобод  человека за истекшие  2014 – 2015  годы  в РК.

          13.05.2016 г. принял участие в работе конференции «Гражданское общество: институты развития» Северного института (филиала) «Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста  РФ) по вопросам обеспечения прав  человека, развитию институтов гражданского общества, взаимодействия государства и гражданского общества в РК.

          26.05.2016 г. по приглашению КРОО «Центр поддержки коренных народов и общественной дипломатии «Молодая Карелия» принял участие в экспертном семинаре «Финно-угорские народы и устойчивое развитие».

          30.07.2016 г.  по приглашению оргкомитета  представители Уполномоченного приняли участие в традиционном празднике вепсской культуры «ELONPU»  (Древо жизни) в с. Шелтозеро.

          01.08.2016 г. по инициативе члена ОЭС  провели рабочую встречу с представителями ОНК Ленинградской области, ОО «Гражданский контроль» и Молодежной сети правозащитного образования и гражданского просвещения.

          04.08.2016 г. совместно с Руководителем ТО Росздравнадзора по РК, помощником  начальника Управления по соблюдению прав человека в уголовно - исполнительной системе (далее - УИС) и зам. начальника ФКУ МСЧ – 10 в  УФСИН России по РК  провели рабочую встречу по вопросам оказания медицинской помощи осужденным, содержащихся в  местах лишения свободы.

          05.08.2016 г. по инициативе Консула Генерального консульства Украины провели рабочую встречу  по вопросам оказания содействия  по обращениям арестованных (осужденных) и содержащихся в ФКУ  УФСИН по РК  граждан  Украины.  

          24.08.2016 г. Уполномоченный принял участие в совместном заседании Общественного совета при  МВД по РК и  ЦИК РК по вопросам соблюдения действующего  законодательства в период подготовки и проведении  избирательной кампании  2016 года. 

          16.09.2016 г. в целях надлежащего обеспечения  защиты прав граждан было заключено Соглашение о взаимодействии  института Уполномоченного и Управления Федеральной службы судебных приставов  России  по РК (далее – УФССП). 

 17.10.2016 г. Уполномоченный подготовил и направил в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  аналитическую справку о ситуации по неисполнению судебных решений в республике за 2015  г. и 9 месяцев 2016 года.

          19.10.2016 г. представитель Уполномоченного принял участие в координационном совещании Управления ФССП по РК с повесткой дня: «Об определении перспективы исполнения судебных решений  о предоставлении жилых помещений детям-сиротам». 

21.10.2016 г. Уполномоченный принял участие в работе первого открытого форума с участием общественных объединений в Прокуратуре РК и обсуждение темы: «Капитальный ремонт ветхого жилья: проблемы и итоги», где довел информацию о ситуации по проведению капитального ремонта в МО, исходя из анализа поступивших обращений жителей  республики.

          27.10.2016 г.  Уполномоченный   принял участие в отчетном - выборном заседании Совета ветеранов МВД по Республике Карелия.

          14-18.11.2016 г. Уполномоченный участвовал в работе «круглого стола» по теме: «Применение  международных стандартов в области прав человека», который проходил в г. Владимире,  с участием УПЧ в РФ, представителей Генерального Директората по правам человека и верховенства права Совета Европы, Совета Федерации РФ, МИД РФ и  представителями научного сообщества РФ.

          09.12.2016 г. Уполномоченный провел плановую рабочую встречу с УПЧ в Российской Федерации Т.Н. Москальковой по проблемным вопросам, касающихся   восстановления нарушенных прав жителей Карелии.

          22.12.2016 г. в г. Кемь, Республики Карелия  было заключено Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между институтами  Уполномоченного по правам человека в РК и Уполномоченным по правам человека в Мурманской области.

 

 

                                                  С О Д Е Р Ж А Н И Е

            Введение…………………………………………………………………………………………..

1.Статистика и социология  обращений граждан……………………..…....

2.Права граждан на социальное, пенсионное обеспечение и на медицинское обслуживание……………………………………...…………………...

3.Защита прав  граждан на жилище и жилищно-коммунальное обслуживание…………………………………………………………….……………………..

4.Трудовые права граждан……………………………………………………………….

5.Права граждан на судебную защиту……………………………………………..

6. Право граждан на благоприятную окружающую среду….………………………………………………………………………………………………

7.Соблюдение прав человека в местах принудительного содержания……………………………………………………………………………………….

8.Взаимодействие  Уполномоченного с различными органами и организациями………………………………………………………………………………….

  1.  

 

В В Е Д Е Н И Е

      Общеизвестно, что в современном  демократическом обществе  на первое место ставятся интересы человека,  его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общеизвестными и публичными (государственными)  интересами.  Возникающие между ними противоречия должны решаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод.

     В соответствии со статьей 16 Закона Республики Карелия № 1132-ЗРК от 12.11.2007 г.  «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Карелия» (далее – Закон) настоящий доклад содержит анализ положения с соблюдением прав человека на территории Республики Карелия.    

     Представленный  ежегодный  доклад, содержащий изложение имеющихся проблем, их иллюстрацию конкретными примерами,  дает право   Уполномоченному,  в соответствии  с требованиями статьи  16 Закона   направлять государственным органам, органам местного самоуправления (далее – МСУ) предложения и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и совершенствованию административных процедур. Вместе с тем, в соответствии с требованиями статьи 2  Закона, Уполномоченный не вправе  принимать решения, отнесенные к компетенции государственных органов и органов  местного самоуправления,  поэтому  его предложения носят рекомендательный характер, что ни в коей мере не предполагает вмешательство в непосредственную деятельность адресатов. 

      Основное значение  данного доклада Уполномоченного заключается  в выявлении проблем, с которыми сталкиваются граждане, выработке методов их решения, и устранения нарушений прав человека в сотрудничестве с другими государственными органами. 

    Третий  ежегодный доклад основан, прежде всего, на анализе  фактов, изложенных в жалобах, заявлениях и  обращениях (далее – жалоб) граждан, выводах по итогам их рассмотрения; на основании сведений полученных Уполномоченным и сотрудниками отдела во время личного приема населения, в ходе рабочих поездок по муниципальным образованиям, посещения учреждений, организаций республики, на материалах проверок,  проведенных как Уполномоченным непосредственно, так и иными органами государственной власти, органами МСУ, общественными организациями.

    Будучи формой  реагирования Уполномоченного, на факты нарушений прав и свобод человека и гражданина со стороны органов власти и их должностных лиц доклад нацелен на то, чтобы обратить внимание всех заинтересованных структур  на наиболее острые  и актуальные проблемы, лежащие в основе этих нарушений.

    Практика деятельности института  показывает, что спектр вопросов, поступающих к Уполномоченному, затрагивает  едва ли не все стороны жизнедеятельности нашего общества и отрасли права в отечественном законодательстве.

     В 2016 году, как и в прежние годы деятельности института Уполномоченного, безусловным лидером в числе обращений, являются жалобы, связанные с реализацией (осуществлением)  и нарушениями жилищных прав  граждан, а также прав граждан в сфере предоставления и оказания жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ).

    Как и в предыдущих докладах, основной акцент  был сделан на вопросах, получивших наибольший  общественный резонанс. В нем, прежде всего, нашли отражение  те факты  из практики работы Уполномоченного, которые носят, как правило,  массовый,  устойчивый   и систематический характер.

      Вместе с тем, защита прав и свобод человека со стороны института Уполномоченного  не сводилась только к реагированию на установленные факты нарушений. Правозащитная деятельность Уполномоченного предполагает  и содействие  устранению обстоятельств, способствующих  возникновению нарушений прав человека. Именно на это  были направлены такие формы работы, как выработка рекомендаций в адрес органов власти, а также правовое просвещение граждан.

     В целях обеспечения доступа общественности к сведениям о  наличии конкретных проблем, изложенных  в наших  докладах,  они  направлялись в органы власти,  в  общественные организации, библиотеки и  размещались  на сайте Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия. При этом мы были уверены  в том, что обобщенный и осмысленный материал, а также наши  предложения и рекомендации, будут использованы соответствующими органами и ведомствами по назначению. Однако, как показывала практика, такая информация интересует далеко не всех руководителей и должностных лиц.

    Рассмотрение поступающих обращений требует от Уполномоченного, сотрудников отдела обеспечения его деятельности компетентного анализа федерального и регионального законодательства, нормативных правовых актов органов МСУ, изучения судебной практики, иных информационных материалов, направления заявителям различных разъяснений и рекомендаций по их собственным правозащитным  возможностям.

    Граждане в своем большинстве связывают  наличие в республике  Уполномоченного, как  инстанцию, которая защитит и восстановит нарушенные права и свободы. Люди шли и идут  к Уполномоченному со всеми бедами и горестями и верят, что он наделен полномочиями и имеет возможность все решить по справедливости и сразу. Однако,  Уполномоченному и сотрудникам отдела его обеспечения приходится очень строго придерживаться норм  действующего регионального законодательства  и в каждом конкретном случае разъяснять  заявителям возможности защиты своих прав и свобод,  в том числе и самостоятельно. Данное обстоятельство, конечно, вызывает порой у наших граждан разочарование, но заставляет их знать и ценить свои права и свободы, при этом  объединяя  наши совместные усилия. А, ежегодный  рост количества  обращений граждан к Уполномоченному  свидетельствует о том, что институт государственной защиты прав и свобод  человека необходим, поскольку ситуация с соблюдением прав и свобод человека на территории республики остается еще достаточно  не простой.

     В настоящее время в республике отмечаются некоторые позитивные сдвиги в решении некоторых  вопросов. Вместе с тем в развитии правозащитной системы в РК  сохраняются проблемы, препятствующие реализации в полном объеме  прав и свобод человека. На наш взгляд, это обусловлено недостаточным уровнем:

- развития механизмов регулирования вопросов, затрагивающих права человека.

- профессионализма, правовой культуры и исполнительной дисциплины отдельных государственных и муниципальных служащих;

- государственного и общественного контроля за деятельностью органов власти и  МСУ, принимающих решения, затрагивающие права человека;

- развития правозащитного движения в РК, координации деятельности общественных организаций в сфере защиты прав человека;

- финансирования мероприятий, обеспечивающих государственные гарантии основных прав и свобод из бюджетов разных уровней;

- правовой грамотности жителей республики. 

     Следует отметить, что органы государственной власти республики и органы МСУ предпринимают определенные меры для их устранения.  Однако, на наш взгляд, в связи с недостаточной системностью в межведомственном взаимодействии и в организации контроля в правозащитной сфере, о высокой эффективности принимаемых мер говорить пока рано.

     В общем потоке обращений  часто встречаются жалобы не на действия  органов государственной власти и МСУ, а на действия других граждан. И речь не только о мошенниках и разбойниках – с такими жалобами  граждане идут в  правоохранительные органы. В городах и иных поселениях  люди не могут найти  общий язык в бытовых вопросах, где они с точки зрения закона равноправны. Как пример:  в докладе Уполномоченного за 2015 год  (стр. 52, приложение  № 6) было отмечено, что  ряд  виновных,  не был привлечен к ответственности за нарушение покоя и тишины. И это стало возможным  лишь по причине отсутствия  такой нормы в  региональном законодательстве. В результате  не принятия  данной информации и рекомендации  Уполномоченного к сведению, в 2016 году   были  порождены новые жалобы граждан, а нарушители  и по настоящее время  остаются безнаказанными.     

    Исходя из материалов, поступающих к Уполномоченному, а также по сообщениям  средств  массовой информации  (далее - СМИ) можно сделать вывод, что случаи  нарушения прав и свобод человека в нашем регионе достаточно многочисленны.

    Сегодня  становится  очевидной необходимостью совершенствование и развития  института Уполномоченного – ведь в Карелии, как в прочем, и в России в целом, права и свободы человека далеко не всегда в должной мере защищены и обеспечены государством. 

     Доклад будет направлен  Главе РК, Законодательному Собранию РК, Правительству РК, Конституционному Суду РК, Верховному Суду РК, Арбитражному Суду, Прокурору РК, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

    Уполномоченный выражает уверенность, что приведенные в настоящем докладе факты, выявленные нарушения прав и свобод граждан, рекомендации по их устранению будут использованы соответствующими органами, службами и ведомствами в целях повышения эффективности предупреждения нарушений конституционных прав, обеспечения их реализации и защиты.

             

                     

                           Участие в работе «круглого стола» (г.Владимир)

 

               1.Статистика и социология обращений граждан

     В данном разделе представлена статистическая и социологическая характеристика обращений граждан, иллюстрирующая многоплановые аспекты работы Уполномоченного по конкретным проблемам отдельных людей.

    В соответствии с действующим законодательством граждане могут обращаться в органы  государственной власти, не только с жалобами, но, также с  предложениями и заявлениями.  Тем не менее, среди  всех видов обращений поступивших к Уполномоченному, традиционно в отдельную категорию выделяются жалобы.  Именно в жалобах, прежде всего, содержится  информация о том, чем именно люди  недовольны в действиях (бездействиях) органов государственной власти,  органов МСУ  и при контактах с должностными лицами.

     За отчетный период в адрес Главы РК и Правительства РК  поступило  6445 жалоб (заявлений),  из них  - 2499  обращений поступило из Администрации Президента РФ.

     За этот же период к Уполномоченному по правам человека в РФ  от  жителей Карелии, о защите своих прав и свобод поступило -  237  различных обращений.

    За 2016 год в Законодательное Собрание Республики Карелия поступило  624 жалобы  граждан, из которых - 129 были коллективными. По тематике обращений:

вопросы жилья  - 81  (в том числе  по расселению – 28);

вопросы здравоохранения  - 17;

вопросы землепользования – 48;

вопросы образования  и воспитания – 29.

     В отчетном периоде в адрес Уполномоченного, за защитой своих прав и свобод  обратилось 828 граждан, что на 21, 9 %  больше,  чем за аналогичный период прошлого года  (далее - АППГ)  - 679.  Из которых -  444   письменных  (против  - 407  в 2015 году)  или + 9 %.  Полагаю, что  рост   обращений (жалоб, заявлений) граждан не может не вызывать озабоченности у ряда органов власти и органов МСУ в  республике.       

                                                                                                                                Таблица 1                                                                                                                                                                                                                              

Количество  обращений поступивших в адрес Уполномоченного (по годам)

                                                                                                Г  о   д   ы

___________________________________________________________________

                                                                   2012          2013        2014        2015        2016

Письменно………………………………...   250             218          299           407           444

Устно…………………………………………….173               74           110           272          384

Всего:…………………………………………   423             292           409           679           828

В том числе, коллективные …… .. ..28………..    33………….15……….. 33……….. 54

     Из общего  количества обращений  поступивших к Уполномоченному в 2016 году,  54  были коллективными   (против 33 в   2015 году).

     Анализ  мнения сотен обратившихся  за помощью граждан, позволяет минимизировать социальные издержки, снизить  риски властных решений. Осмысленный, обобщенный  и доведенный до власти огромный фактический материал, предоставляемый людьми, обязывает органы власти и МСУ сделать выводы и принять все необходимые меры для восстановления и недопущения нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории  Республики Карелия.

                                                                                                                                Таблица 2

Количество обращений граждан, рассмотренных Уполномоченным за 2014 - 2016 годы   (по месяцам)

________________________________________________________________

Месяцы                                                       2014            2015         2016            

_________________________________________________________________

Январь                                                           20               38                43

__________________________________________________________________

Февраль                                                         30               36                59

___________________________________________________________________

Март                                                                18                56               73

_______________________________________________________________

Апрель                                                            34                89             104   

______________________________________________________________

Май                                                                  22                25               89

__________________________________________________________________   

Июнь                                                                33               40               45

 

Июль                                                                49                63               77 

___________________________________________________________________

Август                                                               39                 57             88

_______________________________________________________________

Сентябрь                                                          42                 54             92

_________________________________________________________________

Октябрь                                                            42                 75             44

_________________________________________________________________

Ноябрь                                                              30                 74             53    

___________________________________________________________________

Декабрь                                                            50                  72            61

И Т О Г О:                                                         409                679          828

     Не всем гражданам требуется содействие Уполномоченного в восстановлении нарушенных прав, но информация о наличии  в республике органа внесудебной защиты прав, в котором, при необходимости можно получить помощь, должна быть доведена до каждого. Значительная часть  жителей республики уже знают о деятельности института Уполномоченного, и подтверждением   этому служит  возрастающее количество  обращений граждан за последние  годы.        

                                                                                                                                Таблица 3

                                                                  Анализ

письменных обращений,  поступивших к Уполномоченному в 2014 - 2016 годах  по месту жительства / пребывания

 Муниципальные районы/округа                  2014                    2015                  2016                    

Петрозаводский городской округ                   157                      153                     132

Беломорский район                                                3                          3                          4

Калевальский  НМР                                                 -                           4                         4

Кемский  МР                                                             6                           9                        14  

Костомукшский МР                                                4                           3                          6

Кондопожский МР                                                18                        16                       34

Лахденпохский МР                                                  1                        10                         3

Лоухский МР                                                             -                           9                          3

Медвежьегорский МР                                            7                         11                      19

Муезерский МР                                                        2                           3                         2

Олонецкий НМР                                                     13                         27                       23

Питкярантский МР                                                 11                          7                          2

Прионежский МР                                                     1                           5                          8 

Пряжинский  НМР                                                   2                            8                          7

Пудожский МР                                                         7                           16                       10

Сегежский МР                                                         28                          12                       10

Сортавальский МР                                                  4                           35                       33

Суоярвский МР                                                        2                            6                        15

        Объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ  «О  порядке рассмотрения обращений граждан РФ» является обязанностью любого государственного и муниципального органа. Однако в этой деятельности  у немалой части  представителей органов власти и органов МСУ  еще немало недостатков.

     За проблемой, отраженной в жалобе,   некоторые государственные  и муниципальные служащие, обремененные и ограниченные полномочиями не видят человека с его бедами и поэтому, порой, невозможно достучаться до официальных лиц, которые, наконец, помогут разрешить ситуацию. Более того, часто, о прибытии Уполномоченного на территорию  муниципального образования, в том  числе   для приема граждан, отдельные руководители органов МСУ  не доводят  данную  информацию до населения (предполагаю по вполне понятным причинам).

   Граждане нередко напрямую обращаются к Уполномоченному, часто  минуя органы, которые по своим обязанностям занимаются этими  проблемами. Это свидетельствует не только  о правовой неграмотности  населения республики, сколько о неверии граждан в то, что им помогут конкретные представители органов власти. Недостаточная информированность населения о полномочиях государственных органов и органов МСУ вызывает у человека трудности в определении ведомства, куда можно обратиться.

     При таком положении востребованность Уполномоченного населением республики свидетельствует о том, что  сотрудники института  беспристрастны  в правовой оценке ситуаций, возникающих в отношении гражданина и чиновника.

    Уполномоченный продолжил практику выездного приема граждан на территории, нередко с участием представителей Общественного - экспертного совета.  За 2016 год было осуществлено   23  таких выезда, в ходе которых были  посещены 10 муниципальных образований  (далее - МО).  А, Сегежский,  Медвежьегорский, Кондопожский, Олонецкий  и Прионежский  районы  Уполномоченным посещались  от 2 до 4 раз.

     По количеству письменных  жалоб, по прежнему,  более активны жители г. Петрозаводска - 162 обращения  или  29,7%.   Объясняется    это    прежде всего    количеством населения столицы, а также тем фактором, что офис  Уполномоченного располагается  в г. Петрозаводске  и жители города более осведомлены о его деятельности.

                                                                                                                              Таблица  4 

Общее количество  (письменных и устных) обращений граждан поступивших к Уполномоченному по правам человека в Республике Карелия за 2016 год.

муниципальное образование                      письменные      устные              всего

Петрозаводский ГО  (в т.ч. иногородние)…….. 162………………202…………… 334

Беломорский    МР............................................. 4………………… 6………..………..10

Калевальский  НМР…..………………………………………4………………….1……………………5

Кемский МР……………………………………………………. 14…………………35….…………….49

Костомукшский  ГО…………………………………………..6……………………6…………………12

Кондопожский МР…………………………………………..18…………………16………………...34

Лахденпохский МР…………………………………….….….3………………..…1……….…………..4

Лоухский МР……………………………………………………...3………………….4……………………7

Медвежьегорский МР………………………………………19………..……….7………………….26

Муезерский МР………………………………………………….2………………….1…………………..3

Олонецкий МР…………………………………………………..23………………..32………………..55

Питкярантский МР……………………………………………...2………………….3………………….5

Прионежский МР………………………………………………..8………………….13……………….21

Пряжинский МР……………………………………………….…7………………….10……………….17

Пудожский  МР…………………………………………………..10……………….…5……………..15

Сегежский МР…………………………………………………….10………………….7…………..……17    

Сортавальский МР……………………………………………..33…………………18………………51

Суоярвский  МР………………………………………………….15………………….17……………..32

УФСИН РФ по РК…………………………………..……….... 101….………………-..…….………101      

И Т О Г О:……………………………………………………………444…………………384…………..828                              

    На втором  и третьем местах по числу письменных жалоб находятся жители  Сортавальского и Олонецкого муниципальных образований  (33 и 23 обращения соответственно).  Увеличилось общее количество  обращений из  Кондопожского, Медвежьегорского и Кемского районов. Уменьшилось   же их количество   из Лахденпохского, Лоухского и Пудожского районов.

      Администрации Прионежского, Беломорского и Лахденпохского  муниципальных районов    на запросы Уполномоченного (исх. № 19-04-97 от 19.12.2016 г.), о работе с обращениями (жалобами)  граждан  в 2016 году информацию не предоставили. Исходя из полученного ответа на аналогичный запрос в  Администрации Питкярантского МР стало  очевидным, что  предметного  анализа поступающих жалоб  от  граждан в районе за истекший год не проводилось (около….).

                                                                                                                               Таблица  5

Обзор обращений поступивших в муниципальные образования Республики Карелия    в 2016  году

Наименование  МО                                           2014           2015             2016      +/- %

Петрозаводский  округ………………………… ...16532………15876……….11136….- 4740

Беломорский МР……………………………………….2043………..1805…………. ?............?

Калевальский НМР……………………………........1027…………1603  ………..907…...- 696

 Костомукшский городской округ…………….2004…………2025…………1529…..-496

Кондопожский МР…………………………………....2000………..1584………….1377…..- 207

Кемский МР……………………………………………….124…………….165…………...235……..70

Лахденпохский МР…………………………………...371………….1778……………. ?...........?

Лоухский МР……………………………………………...882……………620……….…211…….- 409

Медвежьегорский МР….……………………..…… 2212………...2476…………1442  - 1034

Муезерский МР…………………………………………..184……………136…..………182……...46

Олонецкий МР…………………………………………..2761………...2789………..1909…… - 880

Питкярантский МР…………………………………….1368…………..842…………..  ?.............?...

Пряжинский НМР………………………………………2835………...2187……….1736…… - 451

Прионежский МР……………………………………….120……………145…………….?………………

Пудожский  МР…………………………………………. 200……… ….210……………486…... 276

Сегежский МР……………………………………………2759………..2030………….1906…..-124

Сортавальский  МР…………………………………….2778……….1499…..… ….1216….- 293

Суоярвский  МР……………………………………………..41………..138….………. 535……. 397

      При сравнительно  низкой активности заявителей из сельских районов, тенденция роста обращений  отмечена в тех  МО, где Уполномоченный  либо сотрудники отдела его обеспечения осуществляли выездной прием.

     Как и прежде, многочисленность обращений приходится на нарушения социальных  прав граждан (326 или 39.4 % от общего количества поступивших), в том числе – 120 из них  (или 14.5 %) в сфере жилищного законодательства.  

     Возросло общее количество и доля жалоб, связанных с вопросами миграционного законодательства (81 или + 9.8 %),  медицинского обслуживания населения (36 или + 4.3 %).     

     По поступающим жалобам  в установленные законом сроки каждому заявителю направлялся  мотивированный ответ. Во многих случаях этот ответ носил промежуточный характер, поскольку для разрешения поставленных заявителем вопросов требовалось взаимодействие с компетентными органами государственной власти и органами МСУ, на что уходило дополнительное время.

   По итогам рассмотрения 15 % (или 67) письменных жалоб  признаны обоснованными:  по ним выявлены факты нарушения прав человека и приняты меры по их восстановлению. По 31 % жалоб, заявителям, не исчерпавшим законных средств  защиты своих прав, были направлены  разъяснения и рекомендации о формах и методах их дальнейших действий, по 43 % обращений даны юридические консультации (что подчеркивает необходимость усиления работы по правовому воспитанию граждан). Около 9,8 % обращений были направлены по принадлежности в другие организации (органы, учреждения). Отклонено же было менее 1 % жалоб, по причине их несоответствия  установленным законом функциям Уполномоченного. Чаще это имело место, когда заявитель обращался с использованием электронной  почты.    

      Необходимо отметить, что в некоторых обращениях заявители указывали два и более факта нарушения  их прав,  однако  статистика в данном докладе свидетельствует лишь об общем  количестве поступивших жалоб.  На окончание года в производстве института Уполномоченного  по 49 жалобам продолжается работа  по восстановлению прав заявителей, и, к сожалению, как показывает практика,  по некоторым из них,  порой  может длиться годами. 

      В 2016 году в органы прокуратуры РК от граждан поступило   21879 обращений, что на  9,5 % превышает показатель АППГ, который составлял 19979 обращений.  Из их общего количества – 91 обращение (АППГ – 48), направленное на защиту прав и законных интересов граждан поступило в 2016 г. от  членов Совета Федерации и депутатов Госдумы  Федерального Собрания Российской Федерации.  При этом 25 обращений из них  были признаны обоснованными. Из указанных обращений - 6 были на действия (бездействие)  органов МСУ и их должностных лиц.

    Разрешив и удовлетворив жалобы граждан, в 2016 году органы прокуратуры РК  выявили 4501 нарушение закона. По удовлетворенным обращениям прокурорами принесено 48 протестов, внесено 496 представлений, направлено в 1623 иска в суд, возбуждено 232 дела об административных нарушениях, предостережено 33 должностных лица.       

     Количество обращений в органы прокуратуры по пенсионным вопросам в 2016 году снизилось по сравнению с 2015 г. на 32,8 %  и составило 90 (АППГ-134). Произошло  некоторое снижение количества разрешенных обращений и по вопросам земельного законодательства  (с 417 – в 2015 году  до 357 – в 2016 году)  – 14,4%.

    На 11,3 % по сравнению с АППГ уменьшилось количество обращений на нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

   В истекшем году значительно (на 39,7%)  по сравнению с АППГ увеличилось количество обращений в прокуратуру по вопросам надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, которое составило 366 (против 262 – в 2015 г.), из которых  13 были удовлетворены.

    За   отчетный  период в СУ СК РФ по Республике  Карелия, включая  территориальные следственные подразделения, поступило 2122 обращения от граждан и организаций, что на 60,5 % больше, чем за АППГ (1322). Всего разрешено по существу 1232 или 58 % от общего количества поступивших обращений (АППГ – 907 или 68,6%).  

      В 2016 г. Уполномоченным для проведения проверок  по жалобам граждан в адрес  руководства МВД по РК было направлено 34 обращения (АППГ – 47).  В течение этого же периода  в адрес руководства МВД по РК на неправомерные действия сотрудников от граждан  поступило 369 обращений, что на 26 % больше чем за  АППГ. По всем обращениям были приняты соответствующие  меры реагирования и даны  соответствующие ответы заявителям. Изложенные в жалобах факты подтвердились по 58 обращениям, а виновные,  допустившие нарушения были привлечены к установленной законом ответственности.

Все поступившие в адрес Уполномоченного жалобы граждан с учетом сфер правоотношений и результатов рассмотрения распределились следующим образом:         

                                                                                                                              Таблица   6

Тематика категорий обращений граждан к Уполномоченному в 2016 году

                                                1                              О   Б   Р   А   Щ   Е   Н   И   Я                                                

  Т      Е     М     А                   1    О Б Щ Е Е      1        ПИСЬМЕННЫЕ     1         УСТНЫЕ   

                                                1 КОЛИЧЕСТВО1

_____________________  1____________1_______________________________                       

Права в жилищной сфере…….. …120………………………...62…………………………..58 

Права в социальной сфере……….206………………………..117…………………………..89  

Права на охрану здоровья

и медпомощь…………………………..….36………………………….21………………………….15

Права на передвижение

и проживание……………………….…….81…………………………49…………………………….32

Права на судебную защиту,

в т. ч. на исполнение судебных

решений………………………………………33………………………….17…………………………..16

Трудовые права………………….……...26……………………………7……………………………19

Соблюдение прав осужденных

и подследственных (СИЗО, ИК)...102………………………..87……………………………15

Права на благоприятную

окружающую  среду (в т. ч.

благоустройство)………………………..30…………………………..3…………………………….27

Соблюдение прав право-

охранительными  органами………26………………………..…11…..………………………15

Жалобы на действия (бездействие)

органов власти и МСУ………………..57…………………………..19…….…………………….38

Иные права……………………………...111……………………………51……………………………60

 И Т О Г О:……………………………...…828………………….……….444………………….........384       

      В  отчетном периоде  почти  каждое  четвертое письменное   обращение поступило от подследственных и осужденных  (в 2015 г. – 69, в 2016 г. – 102).    По нашему мнению, это связано не только с объективными факторами и повышением активности этой категории граждан, но и с более целенаправленной  и конструктивной работой  в этом направлении института Уполномоченного, иных государственных  структур и общественных организаций.

     В 2016 году резко увеличилось  число обращений, поступивших от граждан, проживающих за пределами республики (2015 г. - 11, 2016 г. – 30 или  + почти в 2 раза). В основном проблемы, поднятые  заявителями из других регионов,  касались вопросов   соблюдения прав лиц содержащихся в местах лишения свободы, либо получения  необходимых информационных справок.

      В истекшем году значительно выросло  количество  и доля жалоб, связанных с вопросами миграционного законодательства – 81 (13 – АППГ),  или  более чем в 2 раза.   

     В целях  защиты прав иностранных граждан и лиц без гражданства, содержащихся в ЦВСИГ Уполномоченным  ранее направлялись соответствующие обращения в федеральные органы власти. В том числе было направлено предложение и о внесении изменений в действующее законодательство, которое бы исключало бессрочное содержание этих граждан в этом центре. Примеры: по решениям суда мигрантов штрафуют  и изолируют, а они его выплатить не имеют возможности. В связи с чем, ОВД вынуждены в установленном порядке их содержать (порой до года), что порождает лишь повторные жалобы, а государство несет неоправданные расходы.

     В 2016 году  произошли некоторые изменения и в распределении жалоб по тематике и сферах  правоотношений.

     В адрес Уполномоченного чаще поступали обращения граждан с просьбами об оказании содействия в решении социальных прав, соблюдение которых во многом зависит от эффективности работы государственной системы в целом, а их ущемление воспринимаются людьми наиболее болезненно.

    2. Права граждан на социальное, медицинское обслуживание и   пенсионное обеспечение

    Право на социальное обеспечение – одно из важнейших социальных прав человека.  Право на помощь  со стороны государства в виде выплаты пенсий и пособий по старости, временной или постоянной нетрудоспособности, по случаю потери кормильца, по безработице закреплено в статье 12 Европейской  социальной хартии, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, ст.39.Конституции РФ.

    Базовое конституционное положение, провозглашающее Российскую Федерацию  социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», означает, что задача обеспечения социальных гарантий  и должна быть в числе приоритетных, особенно в тех случаях, когда речь идет об оплате долга государства перед теми людьми, кто честно и до конца исполнил свой долг.

     Хотя основные параметры социальной политики в последние годы определились более четко, а сама эта политика стала более последовательной, проблем здесь остается еще немало. 

    Продолжается рост  цен на товары и услуги, повышение стоимости  проезда на транспорте, повышение стоимости коммунальных платежей.

     Одним из важнейших прав, гарантированных статьей 39 Основного закона, является социальное обеспечение, включающее в себя как различного рода  выплаты, так и предоставление льгот. На практике реализация  данного права тесно связана с правом на охрану  здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ) в том числе, по причине того, что основанием его возникновения является наличие заболеваемости и инвалидности.      

     Программа государственных гарантий оказания медицинской помощи  не всегда  выполняет  своей целевой задачи – обеспечить население  бесплатными медицинскими услугами, положенными в полном объеме. Тенденция  «выталкивания» граждан в сферу  платной  медицинской помощи приобрела  в последнее время в республике   более выраженный характер, и наиболее  болезненные последствия  от этого испытывают  граждане, вследствие  низких доходов и острой нуждаемости в лечении.   Речь идет о значительном количестве людей, у которых самая большая  и постоянная потребность к медицинской помощи, и, к сожалению, самые большие препятствия в ее получении.  Так, порой бесплатного приема  у специалиста приходится ждать от  двух недель  до трех-четырех месяцев. Пациент встает перед выбором: занимать многомесячную очередь для бесплатного обследования либо пойти в платный центр, где цены для многих  «неподъемные».

     Государственные гарантии не должны превращаться  в фикцию. Когда пациент, имеющий  полис обязательного медицинского страхования, обращается за помощью в государственную   поликлинику, он  должен получить ее бесплатно и в полном объеме. Если этого  не происходит, создается угроза не только самочувствию отдельного человека, но и социальному здоровью всего общества. 

      Продолжают иметь место факты приобретения медикаментов,  за счет личных денежных средств пациентов.

     Продолжает сохраняться проблема  санаторно-курортного  лечения  льготников.  Болезненным остается вопрос, касающийся компенсации за проезд на транспорте, когда ее приходится возвращать,  лишь преодолевая  ряд препятствий, в том числе через  судебные разбирательства.

     В бедственном положении находится немалая часть семей, воспитывающих  детей-инвалидов, так как пособие трудоспособного гражданина, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, составляет  сумму ниже прожиточного минимума.

     Данное обстоятельство во многом определило характер и содержание встречи региональных Уполномоченных с министром здравоохранения  РФ В.И Скворцовой, которая состоялась  (8 – 10.12. 2015 г.), в г. Москве,  в рамках заседания   Координационного совета уполномоченных по правам человека в Российской Федерации.

    В истекшем году, по сравнению с 2015 годом, отмечается резкое  увеличение количества обращений, связанных с реализацией и защитой права на социальное обеспечение и медицинскую помощь (с 13,3 %  до  31.0 %). Перечень проблем  и вопросов, содержащихся в обращениях граждан,  в 2016 году  практически не изменился. Как  и ранее, они касаются реализации мер социальной поддержки различного характера, организации здравоохранения, предоставления медицинской помощи, льготного лекарственного обеспечения.    

      В целях обеспечения  реализации Федерального закона от 28.12.2013 года № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан  в РФ» в республике   было принято свыше  20 нормативных - правовых акта,  регулирующих деятельность в сфере социального обслуживания.