Ежегодный доклад за 2019 год

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уполномоченный по правам человека в Республике Карелия, к.и.н, доцент Л.Д. Бойченко

 

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Здравствуйте, дорогие друзья, коллеги, правозащитники, активи-сты!

- Вы уже для нас дороги, если у Вас перед глазами данный текст. Мы ставим перед собой амбициозную задачузащищать права

человека и гражданина на территории нашей любимой Республики Карелия через взаимодействие со всеми институтами гражданского общества, всеми ветвями власти и просто неравнодушными людьми. Я – Бойченко Л.Д.третий Уполномоченный по правам человека в Республике Карелия с момента создания данного института в нашей республике, хотя работала как член Общественного экспертного со-вета и с первым Уполномоченным Шмыковым В.А. и со вторым – Шараповым А.С.

Я первая женщина на данном посту и первый Уполномоченный в Республике Карелия, не имеющий отношения к правоохранитель-ным органам, что по мнению многих правозащитников должно быть обязательным условием. Они обратились к Президенту России В.В. Путину с требованием «перезагрузки института Уполномочен-

 

5

 

ных по правам человека. Ключевая идея – закрыть доступ на долж-ности омбудсманов «бывшим сотрудникам судебно-правоохрани-тельных органов и ФСИН, а также экс-чиновникам».

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Республики Каре-лия от 12 ноября 2007 г. 1132-3PK (с последними изменениями от 05.10.2017 N 2161-ЗРК) «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Карелия», в обязательном порядке представляю данный Доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Респу-блике Карелия в 2019 году Главе Республики Карелия, Законодатель-ному Собранию Республики Карелия, Правительству Республики Карелия, Конституционному суду Республики Карелия, Верховному суду Республики Карелия, Арбитражному суду Республики Карелия, Прокурору Республики Карелия.

Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Каре-лия – ключевая ежегодная форма его реагирования на выявленные нарушения в области прав и свобод человека и гражданина. Он ос-нован на практических аспектах деятельности в 2019 году, а также отражает проблемы, требующие реагирования и решения.

У Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия нет аппарата, как в других субъектах Российской Федерации, его де-ятельность обеспечивают два ведущих специалиста (состоят в штате Государственного казенного учреждения «Государственное юриди-ческое бюро Республики Карелия»), но мы надеемся, что совмест-ными усилиями сможем противостоять преступной субкультуре, которая, порой под прикрытием защиты прав человека пытается диктовать нам - чем и как заниматься.

Надеюсь на плодотворное взаимодействие в группе «11» (по коли-честву Уполномоченных по правам человека в Северо-Западном Фе-деральном округе) и общем Координационном Совете при Уполномо-ченном по правам человека в Российской Федерации Москальковой Т.Н., тем более что и Президент Российской Федерации В.В. Путин и Глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков обещали всяческую поддержку Уполномоченным в субъектах Российской Федерации.

Надеюсь, что в соответствии со статьей 21 вышеуказанного зако-на, со стороны органов власти Республики Карелия будут приняты

6

 

необходимые меры по устранению выявленных нарушений, обеспе-чению и совершенствованию защиты прав и свобод человека и граж-данина в установленном законодательством порядке.

Доклад подлежит обязательному опубликованию в общественно-политической газете «Карелия», он будет размещен на официальном сайте Уполномоченного (http://ombudsman.karelia@govrk.bizml.ru) и мы будем признательны Вам за его активное распространение и об-суждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Встреча с первым Уполномоченным по правам человека

в Республике Карелия В.А. Шмыковым

(полномочия 2008 2014 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встреча c Уполномоченным по правам человека

в Республике Карелия А.С. Шараповым

(полномочия 2014 2019 гг.)

 

7

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Карелия это мы,

а мы это часть России и Мира.

 

Очередной Доклад за 2019 год Уполномоченного по правам челоека в Республике Карелия является 12-м. На наш взгляд, он интереен уже тем, что рассказывает о деятельности двух Уполномоченных – Шарапова Александра Сергеевича и Бойченко Ларисы Дмитриевны. 19 июня 2019 года истек срок, 5-летней деятельности Уполномо-ченного А.С. Шарапова, а с 12 сентября 2019, в соответствии со ста-тьями 6, 7 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 г. №1132-3PK (с последними изменениями от 05.10.2017 N 2161-ЗРК) «Об Уполно-моченном по правам человека в Республике Карелия», на должность Уполномоченного Законодательным Собранием Республики Каре-

лия была избрана Л. Д. Бойченко.

В связи с этим, при подготовке Доклада, мы старались учесть дея-тельность обоих Уполномоченных в 2019 году.

Одной из особенностей правового статуса Уполномоченного яв-ляется то, что он фактически осуществляет связь между властью и гражданским обществом. Будучи государственным правозащит-ником, Уполномоченный выступает в качестве посредника между ними, осуществляет мониторинг действий государственной власти с позиции соответствия принципам и нормам в области прав чело-века, рекомендует государственным структурам формы по совер-шенствованию их деятельности, способствует распространению ин-формации по вопросам защиты прав и свобод человека и правовому просвещению.

Институт Омбудсмана - шведское изобретение, воплотившееся в жизнь с 1713 года. Он действуюет в более чем 150 странах мира. В Российской Федерации он появился после принятия Конституции РФ 1993 года, а в Республике Карелия в 2007 году.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 1132-ЗРК (с последними изменениями от 05.10.2017 N 2161-ЗРК) «Об Уполномоченном по правам человека в Республике

8

 

Карелия», деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов и должностных лиц, обеспечива-ющих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Уполномоченный, в соответствии со своей компетенцией, спо-собствует:

- восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражда-нина;

- совершенствованию законодательства в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

- правовому просвещению граждан в области их прав и свобод, форм и методов их защиты, информированию жителей Республики Карелия о положении в сфере обеспечения прав и свобод;

- координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления республики, общественных объ-единений в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина; - развитию межрегионального и международного сотрудничества

в сфере прав и свобод человека.

Главной целью настоящего Доклада является привлечение внима-ния органов власти всех уровней, депутатского корпуса, судейского сообщества, правоохранительных структур, институтов граждан-ского общества к первопричинам, порождающим нарушения прав и свобод человека и гражданина на территории Республики Карелия.

Доклад представляет собой аналитический документ, при подго-товке которого использованы следующие источники:

- международное, российское законодательство, а также законоательство Республики Карелия;

- обобщенная информация из индивидуальных и коллективных обращений граждан;

- материалы бесед с гражданами в ходе их личного приема Упол-номоченным, специалистами, обеспечивающими его деятельность и членами Общественного экспертного совета при Уполномоченном;

- информация, полученная при осуществлении рабочих поездок в районы республики, посещении социальных служб и медицинских учреждений;

9

 

- сведения, представленные контролирующими и надзорными службами;

- переписка с государственными органами и органами местного самоуправления;

- рекомендации общественных организаций;

- публикации средств массовой информации и других источни-ков.

В Докладе отражены основные направления и результаты дея-тельности Уполномоченного, представлены выводы и предложения по улучшению ситуации с соблюдением прав человека в Республике Карелия.

Доклад состоит из: Вступительного слова, Введения, четырех Глав, разделенных на подглавы, таблиц, раскрывающих суть мониторинга по соблюдению прав человека и гражданина в Республике Карелия, Заключения и конкретных сведений об Уполномоченном и ведущих специалистах, обеспечивающих его деятельность.

Доклад Уполномоченного – не отчет о проделанной работе. Это один из значимых ориентиров для государственного служащего лю-бого уровня по исполнению основной цели государственной службы – обеспечению законных прав и интересов граждан.

Уполномоченный выражает надежду, что настоящий Доклад су-меет донести как позитивный опыт по защите прав человека и граж-данина, так и проблемы и надежды на перемены к лучшему, с кото-рыми граждане обращались к Уполномоченному.

Публичное освещение Доклада поможет его пониманию, уси-лит реагирование и сотрудничество всех ветвей власти, институтов гражданского общества и жителей нашей республики.

Мы надеемся, что приведенные в Докладе факты, указывающие на нарушения прав граждан, будут приняты во внимание органа-ми власти всех уровней и их должностными лицами для решения конкретных вопросов и для выработки эффективных форм реаги-рования и предупреждения нарушений прав и свобод человека и гражданина в целях повышения уровня жизни людей в Республике Карелия.

 

 

10

 

Диаграмма 1 Количество жалоб и обращений, поступивших в адрес

Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия в 2019 г., по группам конституционных прав

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Группы конституционных прав

Личные (гражданские) права (право на жизнь, достоинство, неприкос-новенность личности, гражданство, свободное передвижение, опреде-ление своей национальной принадлежности, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, право на информацию и др.)

Экономические права (право на частную собственность, право на за-нятие предпринимательской деятельностью, вопросы землепользования, таможенного законодательства и др.)

 

11

 

Социальные права (защита семьи, материнства, детства, права на со-циальное обеспечение, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, трудовые права, право на благоприятную окружающую среду)

Культурные права (право на пользование родным языком, на образование, свободу творчества и преподавания, участие в культурной жизни и др.)

Политические правазбирательные права, право на доступ к государ-ственной службе, на осуществление местного самоуправления, на уча-стие в отправлении правосудия, право на объединение, на проведение публичных мероприятий, право на обращение в органы государствен-ной власти, свобода СМИ и др.)

Гарантии государственной защиты (соблюдение прав в уголовном судопроизводстве, гражданском судопроизводстве, при производстве по делам об административных правонарушениях и в административном судопроизводстве, соблюдение прав граждан в местах принудительного содержания)

Анализ по группам прав представлен в последующих разделах доклада. Хочется отметить, что более 80% в общем количестве об-ращений в 2019 году приходится на нарушения социальных прав, свобод и гарантий государственной защиты (главным образом в пе-нитенциарной системе). Данная ситуация повторяется из года в год.

Социальные права имеют общегражданскую направленность, выступают важными инструментами утверждения гуманизма и со-циальной справедливости. Особенность данных прав заключается в том, что они являются необходимыми гарантиями жизни и деятель-ности человека, по своей сути обеспечивают его «физическое» вос-производство. Социальные права гарантируют человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия экономической деятель-ности, обеспечивают нормальное развитие личности.

Пенитенциарная система в любой стране на любом историче-ском этапе - это органичная часть всего общества, играющая суще-ственную роль в определении характера взаимоотношений лично-сти, общества и государства, в реализации уголовной политики в стране.

Снижение доли нарушений в этих двух группах конституционных прав видится нами, как первостепенная задача на предстоящие годы.

 

12

 

Диаграмма 2 Работа Уполномоченного с обращениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В связи с ограниченными возможностями в работе Уполно-моченного подавляющее большинство жалоб (79%) после пред-варительного их изучения направлялись на рассмотрение в соот-ветствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина.

Лишь наиболее значимые обращения принимались под личный контроль Уполномоченного, и с его непосредственным участием проводились проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

В целом, по муниципальным районным и городским округам Ре-спублики Карелия, наблюдается существенное увеличение числа об-ращений в адрес Администраций, наибольший рост показали Кале-вальский национальный муниципальный район - 216%, Муезерский муниципальный район - 165%. Снижение количества обращений произошло лишь в Кемском муниципальном районе на 185%.

Особого внимания заслуживает хороший уровень работы по анализу жалоб и обращений за 2019 год в Администрациях Петро-заводского городского округа, Кондопожского муниципального района.

 

13

 

Обращения, поступившие в Муниципальные районные лица 2 и городские округа Республики Карелия в 2018 и 2019 г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращения по социальным вопросам,               Таблица 3 поступившие в Муниципальные районные и городские округа

Республики Карелия в 2018 и 2019 г.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Данные не предоставлены Администрациями муниципальных районов.

 

14

 

Во всех районах и городских округах республики, за исключени-ем Кондопожского муниципального района (снижение 5%), отмеча-ется рост количества жалоб на нарушение социальных прав граждан. Особенно это отмечено в Калевальском национальном муниципаль-ном районе (рост 121%), в Медвежьегорском муниципальном районе (рост 73%), Муезерском муниципальном районе (рост 49%).

Удивляет тот факт, что при таком росте обращений Администра-ции этих районов не выявили ни одного случая системных наруше-ний прав и свобод граждан и не представили ни одного предложения по совершенствованию регионального, федерального законодатель-ства или необходимости вмешательства со стороны вышестоящих государственных исполнительных, законодательных органов власти. Хотя, в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. (в посл. ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмо-трения обращений граждан Российской Федерации», государствен-ные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюде-нием порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному вы-явлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Администрации лишь четырех районов республики - Лахден-похского, Лоухского, Олонецкого, Пудожского - открыто указали на препятствия в реализации прав граждан, которые по объективным причинам не могут быть устранены в настоящий период. Это, пре-жде всего, недостаточное финансирование социальных программ и, главным образом, программ расселения аварийного и непригодного для проживания жилья.

В том, что Обращения граждан служат своего рода каналом воз-действия на власть, заключается их коммуникационная функция. Одновременно, реализуя информационную функцию, обращения граждан являются для органов публичной власти каналом обратной связи и ценнейшим источником сведений о положении дел на ме-стах, о проблемах граждан. При этом все обращения граждан в ор-ганы государственной и местной власти, как публичные, так и част-

15

 

ные, представляют собой инструмент (от лат. instrumentum - орудие) воздействия на решения и действия властей. Значимость подобного воздействия будет неуклонно возрастать по мере повышения уровня правосознания населения, совершенствования функционирования в России демократических институтов. В этом качестве они представ-ляют собой необходимое условие успешного решения задачи повы-шения эффективности деятельности как отдельного органа, так и системы государственного и муниципального управления в целом.

Считаем, что работа с обращениями граждан всеми уровнями власти в Республике Карелия должна быть более системной.

Для этого необходимо:

- систематизировать учет жалоб граждан, желательно по группам конституционных прав;

- вменить в обязанность государственных и муниципальных ор-ганов власти ведение ежегодного сравнительного анализа жалоб граждан и выработку предложений по работе с ними;

- установить критерием оценки деятельности руководителей го-сударственных и муниципальных органов власти уровень решенных по году жалоб граждан.

 

 

Глава 1. Защита и соблюдение социально-экономических прав человека и гражданина в Республике Карелия

 

1.1 Право на труд и достойное вознаграждение за труд, на благо-приятную окружающую среду

 

Право на труд является одним из основных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации (1993 г.), и неразрывно свя-зано с концепцией достойного труда. Обеспечение его реализации является задачей российского государства и общества. Уважать и за-щищать трудовые права – это обязанность всякой государственной власти и институтов гражданского общества.

Один из аспектов труда состоит в удовлетворении человеком сво-их потребностей и направлен на получение заработка (трудового

16

 

дохода) или иного вознаграждения. В то же время, в этой области нередки случаи несоблюдения трудовых прав, в части вопросов сво-евременности выплаты заработной платы, увольнения и сокращения с нарушениями норм трудового законодательства, низких зарплат. В 2019 году в адрес Уполномоченного продолжали поступать обраще-ния граждан указанного характера.

Примерами несоблюдения прав граждан регулируемыми ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации «…вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда…», мо-гут служить следующие коллективные обращения.

В июне 2019 г. к Уполномоченному обратились работники Кем-ского дорожного участка Государственного унитарного предпри-ятия Республики Карелия «Мост», которые в коллективной жалобе излагали факты длительных задержек по заработной плате. Уполно-моченным была инициирована проверка совместно с прокуратурой Пряжинского района. По итогам проверки предприятия, задолжен-ность перед работниками по заработной плате снизилась с десяти месяцев до двух месяцев. Дальнейшие расчеты были взяты под кон-троль прокуратурой Пряжинского района.

Также, в ноябре 2019 года, Уполномоченному поступило коллек-тивное обращение от работников Муниципального унитарного пред-приятия «Кемское жилищное коммунальное хозяйство» о задержке выплаты заработной платы на срок более четырех месяцев. В ходе рассмотрения обращения Уполномоченным при взаимодействии с Прокуратурой Республики Карелия, Государственной инспекцией труда в Республике Карелия удалось добиться изменения ситуации в пользу заявителей. Основная часть долга по зарплате была пога-шена, осуществление оставшихся выплат было взято под контроль Прокуратурой Кемского района, материалы проверки направлены в Следственное управление СК РФ по РК для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 145.1 УК РФ.

К сожалению, приведенные примеры показывают отстраненность муниципальной и региональной власти в лице Администрации Кем-ского муниципального района и Министерства строительства, жи-

17

 

лищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от контроля над деятельностью находящимися в их ведении унитар-ными предприятиями, что предписано руководящими документами. На наш взгляд, необходимо повысить ответственность руководиелей за соблюдение прав работников и служащих в подведомствен-ных муниципальных и государственных предприятиях и учрежде-

ниях Республики Карелия.

Важным элементом системы взаимодействия работника, работоателя и государства является деятельность федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе надзорная деятель-ность.

Несовершенство законодательства и разница в правоприменении не дают возможности надзорным органам в полной мере использо-вать свои возможности.

В адрес Уполномоченного 16.12.2019 г. обратился гражданин «Т.» с жалобой на нарушения в отношении его трудового законодатель-ства со стороны ООО ЧОП «Батальон» (далее работодатель), где он работал в обособленном подразделении, находящемся на террито-рии Республики Карелия.

В ходе рассмотрения жалобы были установлены факты наруше-ний. Заявитель отправлял жалобы на противозаконные действия работодателя в различные государственные органы, в том числе, и в адрес прокуратуры Республики Карелия. По подведомственности его жалоба была перенаправлена в Государственную инспекцию труда в Республике Карелияалее – Гострудинспекция), которая не предприняла никаких мер по организации проверки нарушения тру-дового законодательства работодателем, ссылаясь на то, что обосо-бленное подразделение ООО ЧОП «Батальон» не зарегистрировано на территории Республики Карелия.

После запроса Уполномоченного, Управление Федеральной на-логовой службы по Республике Карелия подтвердило не обязатель-

18

 

ность внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений об обособленных подразделениях органи-заций, в тоже время в Едином государственном реестре налогопла-тельщиков указанное подразделение числится действующим.

По нашему мнению, необходимо расширить полномочия Гостру-динспекции РК в части проведения проверок большого числа обо-собленных подразделений по заявлениям граждан, рабочие места которых оборудованы на территории Республики Карелия и, где на-рушаются трудовые права работников.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Феде-рации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правона-рушением. В развитие этой правовой нормы статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 года 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологиче-ском благополучии населения» устанавливает, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не ока-зывают вредного воздействия на человека.

С данным правом взаимосвязан и ряд основополагающих прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ, та-ких как право на жизнь, на здоровье и других.

Желание людей жить в благоприятной обстановке нередко становится поводом для обращения к Уполномоченному по правам человека в Республике Карелия. Часто обращаются люди, уставшие от многолетней борьбы с шумом.

Обращения граждан также связаны с общим ухудшением состоя-ния городской среды. Развитие городской инфраструктуры призва-но сделать жизнь города более комфортной, но, к сожалению, неред-ко это достигается ценой ухудшения условий жизни определенной части горожан.

По информации Межрайонной природоохранной прокура-туры, в данное ведомство поступило 312 обращений (увеличение на 8 % по сравнению с 2018 годом), из которых разрешено 138, что на 15 % больше в сравнении с предыдущим годом.

 

 

19

 

1.2 Право на жилище, соблюдение прав в жилищно - коммунальной сфере

 

Право на жилище занимает особое место, оно является неотъем-лемым социальным благом, атрибутом цивилизованного общества, одним из основных показателей благосостояния граждан. В Между-народном пакте об экономических, социальных и культурных пра-вах указано, что государства признают право каждого человека на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включа-ющий достаточное питание, одежду и жилище, а также непрерывное улучшение условий жизни.

Жалобы и обращения по указанной тематике в последние годы занимают одно из ведущих мест в структуре обращений граждан к Уполномоченному. Они касаются аварийного состояния жилых до-мов, износа коммунальной инфраструктуры, непрекращающегося роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, упущений в де-ятельности управляющих компаний, отсутствия должного контроля за их работой.

Из числа поступивших к Уполномоченному в минувшем году об-ращений и жалоб 14% относятся к проблемам соблюдения жилищ-ных прав граждан, из них теме ЖКХ посвящено почти каждое третье обращение. Гораздо хуже обстоят дела в городских и муниципаль-ных районах Республики Карелия, где более 60% от всех обращений поступающих в Администрации составляют жалобы на жилищные и жилищно-коммунальные проблемы.

В жалобах и обращениях граждан доля нарушений прав на жили-ще из года в год объективно увеличивается. Это вызвано нескольки-ми причинами:

- отставание из года в год реализации прав на жилище для льгот-ных категорий граждан (инвалиды, дети-сироты, ветераны военных конфликтов и т.д.);

- отсутствие маневренного фонда;

- старение жилищного фонда Республики Карелия, о чем свиде-тельствуют данные Министерства строительства, жилищно-ком-мунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и Госу-

20

 

дарственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору.

Осуществляя надзор за исполнением требований жилищного законодательства, в сфере признания многоквартирных домов ава-рийными и подлежащими сносу или реконструкции, в 2019 году сотрудниками Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору выдано 684 за-ключения о несоответствии жилых домов установленным требова-ниям. Это более чем в два раза превышает показатель 2018 года.

Решения о признании многоквартирных домов аварийными, под-лежащими сносу или реконструкции, принимают межведомствен-ные комиссии органов местного самоуправления. В 2019 году по ре-зультатам рассмотрения заключений комиссиями приняты решения о признании 485 домов аварийными, еще по двум заключениям дома признаны подлежащими капитальному ремонту.

Благодаря усилиям Правительства Республики Карелия в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 год было проведено масштабное обследо-вание жилищного фонда, которое вскрыло реальную ситуацию по аварийному жилью в республике. На 01.01.2020 в Республике Каре-лия аварийными и непригодными для проживания признаны 3080 домов, но лишь 650 домов (159 тыс. кв. метров), признаные аварий-ными и непригодными для проживания до 01.01.2017 года, вошли в «Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы (далее – Програм-ма по переселению)». У людей появилась реальная возможность к 2026 году реализовать свое право на улучшение своих жилищных условий.

Реализация же прав жильцов на переселение из оставшихся 2030 домов потребует колоссальных усилий от региональной власти.

В настоящее время отсутствует механизм по переселению граж-дан из 2-3-х квартирных муниципальных домов (на 01.01.2020 г. на-считывается около 1000 домов), признанных аварийными и непри-годными для проживания. Эти многоквартирные дома входят в зону ответственности муниципальных образований, Администрации которых не имеют средств для выполнения своих обязательств. Для

21

 

решения вопроса необходима законодательная инициатива по раз-работке отдельной Программы по переселению из 2-3-х квартирных домов, которая предусматривала бы долевое финансирование всех уровней власти.

Законы любого современного государства, по сути, схожи, по-скольку исходят из одного принципа – защита прав и свобод чело-века.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При-знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданинаобязанность государства», гласит статья 2 нашей Конституции. Статьей 18 Основного закона Российской Федерации установлено, что «Права и свободы человека и гражданина являются непосред-ственно действующими. Они определяют смысл, содержание и при-менение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Однако, эти нормы закона кажутся лишь декларацией, когда дело касается граждан, лишившихся единственного жилья в результате пожара.

Статьей 40 Конституции гарантировано, что «Каждый имеет пра-во на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища».

Но погорельцы, утратившие единственное жильё, вынуждены годами обивать пороги учреждений власти, порой безуспешно, хотя очевидно, что пожар – событие, независящее от воли человека. Из конкретных примеров можно отметить следующий.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Ка-релия поступило заявление от жителя Лахденпохского района «С.».

В своем обращении заявитель сообщает о том, что 9 июля 2010 г. в многоквартирном жилом доме 6 (пос. Ихоярвенкюля, Лахденпох-ского района), в котором он проживал с семьей, произошел пожар, который уничтожил жилье и все имущество. В пожаре погиб отец заявителя.

С декабря 2010 года его семья была поставлена на учет, как нуж-дающаяся в жилом помещении и с внеочередным правом его полу-чения, под номером 1.

Однако, как сообщил заявитель, со дня утраты муниципальной

 

22

 

квартиры в результате пожара и до настоящего времени жилое по-мещение его семье не предоставлено, что нарушает его конституци-онное право на жилище.

В целях защиты своих прав, заявитель неоднократно обращался в различные государственные органы власти и в органы МСУ с вопро-сом о сроке получения жилья. Заявитель и члены его семьи вынуж-дены были почти девять лет снимать временное жилье.

Уполномоченным были направлены письма в адрес Премьер – министра Республики Карелия, прокурора Республики Карелия, Главы администрации Лахденпохского муниципального района. По результатам рассмотрения обращения Уполномоченного Админи-страция Лахденпохского муниципального района выделила гражда-нину «С.» и его семье квартиру.

Подобные вопросы должны решаться оперативнее, но в муници-пальных образованиях, как правило, отсутствует маневренный жи-лой фонд, который призван в экстренных ситуациях решать пробле-мы быстрого расселения.

В тоже время, в крупных поселениях Карелии большое количе-ство муниципальных квартир пустуют, в них прописаны граждане, которые переехали на другое место жительства.

Видимо, необходим законодательный механизм передачи подоб-ных квартир муниципалитетам.

Право на жилище означает возможность иметь жилище, поль-зоваться им на условиях, установленных законом, а также распоря-жаться им в установленных законом случаях и порядке. Конститу-ционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимаю-щими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающим-ся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновености жилища, исключения случаев произвольного лишения граж-дан жилища.

23

 

Ежегодно происходит отток жителей из населенных пунктов рай-онов Республики Карелия. Одним из основных поводов является от-сутствие жилья по причине его аварийности и непригодности для проживания. К примеру, можно привести обращение молодой се-мьи, копию которого мы представляем ниже.

 

Жанкевич

 

 

ья, вынуждена покинуть свой родной посёлок, переехать в г. Петрозаводск и в настоящее вре-мя проживать на съемных квартирах.

Законом установлено, что в населенных пунктах должен быть специализированный жилищный фонд, состоящий на балансе орга-на местного самоуправления и, так называемый, маневренный фонд, куда временно вселяются, согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ гражда-не, не обеспеченные жилыми помещениями в соответствующем на-селенном пункте.

Создание в городских и муниципальных районах Республики Карелия маневренного жилого фонда способствовало бы не только реализации прав граждан на жилище, но и дополнительно решало бы задачу по закреплению трудовых ресурсов на местах и, в конеч-ном счете, развитию территорий республики.

Основной задачей органов государственной власти в сфере жи-лищно-коммунального хозяйства должно являться повышение качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечение их доступности для населения, создание системы нор-мативно-правового регулирования, обеспечивающее эффективное функционирование и устойчивое развитие жилищно-коммунально-го хозяйства, предусматривающее сокращение административных процедур и предотвращение коррупции.

Необходимо понимать, что целью проводимых реформ отрасли яв-ляются, в первую очередь, формирование ответственного отношения собственников к жилищному фонду, их вовлечение в происходящие процессы, развитие и популяризация форм самоуправления в ЖКХ.

Собственники жилья остаются более чем пассивными и воспри-нимают текущую государственную политику в указанной сфере как перекладывание на жильцов решение проблемы содержания и ре-монта жилья.

Активное участие граждан в общих собраниях, согласованности в принимаемых решениях, своевременного реагирования на фак-ты недобросовестной работы организаций и лиц, осуществляющих управление домом, будет достаточно для эффективной реализации своих жилищных прав.

25

 

К примеру, к Уполномоченному обратился житель города Петро-заводска «Г», имеющий активную жизненную позицию.

По обращению был направлен запрос в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (Далее - Госкомитет), после проведенной внеплановой про-верки Госкомитетом было выдано ЖСК «Дружба-5» предписание об устранении нарушений действующего законодательства в части на-числения платы за коммунальные услуги.

Личные обращения граждан, касающиеся вопросов эксплуатации жилищного фонда, его ремонта и обслуживания, а также начисления платы за услуги ЖКХ, вызваны низкой правовой грамотностью насе-ления в вопросах избрания способов управления многоквартирны-ми домами и контроля над этой деятельностью. Уполномоченный и специалисты по обеспечению его деятельности, осуществляя функ-цию правового просвещения, вынуждены объяснять гражданам, что именно от их активной позиции во многом зависит решение вопро-сов управления домом, его обслуживания и ремонта.

Большое количество жалоб касается деятельности ресурсоснаб-жающих организаций.

Можно привести характерный случай: жительница г. Петроза-водска обратилась к Уполномоченному с проблемой отсутствия в 5-ти квартирах пятиэтажного дома газового снабжения, в резуль-тате чего, жители не имели возможность в течение 4 дней поль-зоваться горячей водой и газовыми плитами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собствен-никам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление) перерыв газоснабжения должен составлять не более 4 часов (суммарно) в течение 1 ме-сяца. Только благодаря вмешательству Уполномоченного были задействованы Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, дежурные службы Администрации Петрозаводского городского округа, ко-торые способствовали решению проблемы с АО «Карелгаз» по восстановлению газового снабжения.

26

 

Недостаточный уровень ответственности ресурсоснабжающих организаций за сверхнормативное по времени отключение потре-бителей способствовало возникновению данного инцидента. К при-меру: Управляющую компанию в сфере ЖКХ можно оштрафовать за нескошенную траву до 150 тысяч рублей, а ресурсоснабжающую организацию за сверхнормативное по времени отключение потреби-телей всего лишь на 20 тысяч рублей

 

1.3. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на со-циальное обеспечение

 

Российская Федерация, провозгласив себя социальным госу-дарством, ст. 7 Конституции Российской Федерации, обязалась проводить в жизнь определенную социальную политику, направ-ленную на обеспечение защиты, достойной и свободной, здоро-вой жизни людей. В этой связи особого внимания заслуживают проблемы реализации таких социальных прав как охрана здоро-вья населения и медицинская помощь, ст. 41 Конституции Рос-сийской Федерации.

Здоровье – одна из самых главных ценностей человека. От его со-стояния напрямую зависит качество жизни и благополучие человека. В последние годы удалось добиться позитивных изменений в вопро-се здоровья граждан, увеличился показатель средней продолжитель-ности жизни, снизилась младенческая смертность и т.д., но острые проблемные вопросы организации медицинского обслуживания на-селения по-прежнему остаются.

Например, в апреле 2019 г. в адрес Уполномоченного обраща-лась жительница г. Пудожа «Д» с жалобой о ненадлежащем оказа-нии медицинской помощи ее сыну. С ее слов, сыну должны были сделать операцию, но по его прибытию в медицинское учреждение г.Петрозаводска ему было отказано в ее проведении, поскольку не нашлось медкарты. При совместном решении вопроса по существу жалобы с Роспотребнадзором республики и Министерством здраво-охранения РК сын был записан на госпитализацию в хирургическое отделение для проведения операции.

27

 

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Феде-рации государственные и муниципальные учреждения здравоох-ранения оказывают медицинскую помощь гражданам бесплатно, за счет бюджетных средств, страховых взносов и иных поступле-ний. В развитие этой конституционной нормы Федеральный закон от 21.11.2011 г. 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» подтверждает недопустимость отказа в медицинской помощи и ее доступность на всей территории стра-ны. Кроме того, Федеральный закон от 29.11.2010 г. 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определяет все виды медицинской помощи, случаи ее предоставле-ния за счет бюджетных средств, а также порядок формирования и расходования средств, направляемых на обязательное медицинское страхование (ОМС).

В совокупности все эти нормы как будто сполна обеспечивают право на квалифицированную медицинскую помощь в гарантиро-ванном объеме без взимания платы. На практике, однако, так полу-чается не везде и не всегда: на первый взгляд стройная система дает сбой, сталкиваясь с особенностями управления, в данном случае, здравоохранением.

Отдельная проблема - обеспечение жизненно необходимыми ле-карственными препаратами людей, страдающих редкими (орфанны-ми) заболеваниями.

Столь же трудно решается и проблема оказания высокотехно-логичной медицинской помощи. Исчерпывающий перечень видов такой помощи содержится в Приложении к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.12.2013 г. № 916н. Все прочие виды медицинской помощи высокотехнологичными не при-знаются. Дело в том, что указанный перечень составлен без учета специфики некоторых отдаленных регионов, не имеющих возмож-ности предоставить своим жителям куда менее технологичную ме-дицинскую помощь.

Обе описанные проблемы, по мнению Уполномоченного, должны стать предметом глубокого анализа с максимальным учетом как по-ложительного, так и отрицательного опыта системы здравоохране-

28

 

ния других стран.

Правом на получение качественной и своевременной медицин-ской помощи обладает каждый гражданин нашей страны, в том чис-ле и тот, кто отбывает наказание в виде лишения свободы.

Уполномоченному поступает немало обращений осужден-ных и их родственников. Заявители жалуются на отказы в решении органов судебной власти, в освобождении от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью, как это предусмотрено ст. 81 УК РФ. Отнюдь не пытаясь поставить под сомнение обоснованность всех вынесенных судебных решений, Уполномоченный считает нужным подчеркнуть, что осужденные, страдающие тяжелыми и тем более хроническими тяжелыми болезнями, имеют право на гуманное от-ношение к себе и на освобождение от отбывания наказания, если в суде не доказано умышленное нанесение ими тяжкого вреда своему здоровью с целью последующего освобождения.

Качество медицинской помощи – это не только ее соответствие установленным стандартам, но и соответствие конкретной потреб-ности человека, ее своевременность, доступность и уровень соци-альной удовлетворенности после ее получения.

Особое значение должно придаваться повышению профессио-нального уровня медицинских работников, обеспечению соответ-ствия специалистов квалификационным требованиям, мотивации их к повышению качества и эффективности медицинской помощи, недопущению массового оттока квалифицированных кадров в плат-ную медицину.

Доступность медицинской помощи - именно эта оценочная ка-тегория определяет степень возможности гражданина реализовать свое право на ее получение. Она выражается не только в доступно-сти в фельдшерско-акушерских пунктах, поликлиниках и больницах по месту жительства, скорой медицинской помощи, но и в доступно-сти высокотехнологичной помощи, лечения в федеральных учрежде-ниях здравоохранения.

Важной составляющей понятия доступности медицинской помо-щи является доступность лекарственных препаратов, необходимых для лечения.

29

 

Благополучие миллионов граждан современной России часто за-висит от помощи государства. Оказание этой помощи является для государства конституционной обязанностью, а ее получение - без-условным правом граждан. С реализацией данного права существует немало объективных проблем. Есть, однако, и субъективные пробле-мы, главным образом порожденные чрезмерной бюрократизацией и непрозрачностью сферы социального обеспечения.

Основные проблемы российской пенсионной системы связаны с работающими людьми, которым предстоит выйти на пенсию через несколько лет, а то и десятилетий.

Прежде всего, вызывает озабоченность практически ежегодное внесение существенных изменений в пенсионное законодательство.

По-прежнему велика доля жалоб граждан, в основном коллектив-ных, на ненадлежащие условия проживания в стационарных учреж-дениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Важно также обеспечить эффективный контроль за деятельно-стью учреждений в сфере социального обслуживания со стороны вышестоящих органов в регионе, а также контроль органов опеки и попечительства и общественный контроль.

Продолжают поступать жалобы инвалидов-колясочников на на-рушение их права на беспрепятственный доступ к объектам соци-альной инфраструктуры в связи с отсутствием пандусов и электро-подъемников в многоквартирных домах.

По-прежнему актуальна проблема обеспечения инвалидов сред-ствами, в соответствии с индивидуальными программами и про-граммами реабилитации.

Далеко не все инвалиды и ветераны, которым ежегодно гаранти-рованы отдых и лечение за счет государства в санаториях и курор-тах страны, могут воспользоваться своим правом. Нарушение прав этой льготной категории граждан влечет поток жалоб и обращений в суды, но при этом чаще всего такие попытки оказываются безре-зультатными.

К сожалению, не всегда находят поддержку граждане, нуждаю-щиеся в заботе государства, когда в связи со смертью кормильцев

30

 

существенно ухудшается качество их жизни. К такой категории от-носятся, в том числе, и члены семей сотрудников правоохранитель-ных органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного по-вреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей.

Среди граждан Российской Федерации особое положение за-нимают защитники Отечества, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, которым в силу особого правового статуса долж-ны быть обеспечены достойная жизнь, почет и уважение в обще-стве. Среди них есть страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, которые стремятся к активному участию в жизни общества. Поэтому они остро нуждаются в обеспечении автотранспортом, возможность передвижения на нем устранит значительную часть проблем, связанных с трудоустройством, со-хранением здоровья, занятиями спортом, общением с людьми, культурным досугом.

К Уполномоченному в течении отчетного периода в немалом ко-личестве поступали жалобы по вопросам пенсионного обеспечения. К сожалению, приходится констатировать, что пенсионеры в государ-стве остаются малозащищенной категорией населения. Попытки уве-личения размера пенсий сводятся на «нет» очередным повышением цен и ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

 

Глава 2. Защита и соблюдение культурных и политических прав на территории Республики Карелия

 

2.1. Право на образование

 

Образование формирует будущее как отдельно взятого человека, так и общества в целом, закладывает основы построения сильного и развитого государства, является фундаментом общественной без-опасности. По данным QS-рейтинга за 2018 год, Россия находится на 15-м месте среди 50 стран с лучшими системами образования. 27 российских университетов по итогам 2018 года вошли в число луч-ших в мире.

31

 

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 образование отнесено к одному из приоритетных направлений раз-вития государства, основными целями которого является обеспе-чение к 2024 году глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонич-но развитой и социально ответственной личности на основе духов-но-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исто-рических и национально-культурных традиций.

До 1 января 2021 года продлено действие льгот для ветеранов бо-евых действий, детей-сирот при приеме в вузы в пределах установ-ленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

В 2018 году началось осуществление государственной програм-мы «Развитие образования», нацеленной на повышение качества и доступности образования всех видов и уровней, развитие цифро-вого образовательного пространства, расширение онлайн-образо-вания.

Вместе с тем, приходится констатировать, что, несмотря на зна-чительные усилия государства по совершенствованию законода-тельства и правоприменительной практики в сфере образования, поступающие к Уполномоченному жалобы свидетельствуют о том, что защита прав граждан в указанной сфере требует повышенного внимания органов власти и гражданского общества.

К числу наиболее значимых для граждан вопросов в части полу-чения общего образования относятся доступность образовательных учреждений и обеспечение комфортных условий обучения, отвеча-ющих всем санитарным нормам и правилам противопожарной без-опасности.

Сохраняет свою актуальность проблема доступности дошкольно-го образования.

Остается проблема с местами в ясельных группах. Результаты проведенного мониторинга показали, что, несмотря на сокращение очереди граждан, ожидающих предоставления места в дошкольной образовательной организации для детей в возрасте от 2 месяцев до

32

 

3 лет, в некоторых регионах их число по-прежнему превышает не-сколько тысяч человек.

В отдельных субъектах Российской Федерации препятствует до-ступности дошкольного образования сохранение практики отказов в предоставлении мест в дошкольных образовательных организа-циях на основании отсутствия регистрации по месту жительства.

Анализ поступающих к Уполномоченному обращений подтверж-дает актуальность проблемы получения образования детьми с огра-ниченными возможностями здоровья в неспециализированных об-разовательных организациях. Нехватка достаточного количества компетентных специалистов в общеобразовательных школах явля-ется одной из основных причин ущемления прав детей с ограничен-ными возможностями и их родителей.

В качестве перспективных предложений по усилению гарантий соблюдения прав детей-инвалидов может быть введение практики проведения мониторинга организации инклюзивного образования государственными учреждениями Республики Карелия, а также соз-дание института общественного контроля над соблюдением прав об-учающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Неотъемлемым элементом системы образования должно служить правовое просвещение. В этой связи сохраняет актуальность вопрос о разработке универсального модуля, позволяющего учащимся по-лучить как теоретические представления о правах человека, так и практические навыки их соблюдения и защиты.

 

2.2. Право на пользование родным языком, на гражданство

 

Язык - важнейшее средство человеческого общения, неотъем-лемый элемент любой этнической общности, ее культуры, основ-ная форма проявления национального и личностного самосозна-ния.

Право на пользование родным языком, на свободный выбор язы-ка общения, воспитания, обучения и творчества, рассматривается в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, уста-новленными ст. 68 Конституции (признание права республик уста-

33

 

навливать свои государственные языки и права всех народов на со-хранение родного языка).

Государственный язык в Республике Карелия русский. Языки, пользующиеся государственной поддержкой в республике: карель-ский, финский и вепсский.

Язык является средством общения между людьми, обмена мыс-лями, информацией, взаимного понимания. Конституция РФ закре-пляет, что государственным языком в Российской Федерации явля-ется русский язык. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толко-ваться как отрицание или умаление права на пользование государ-ственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации и языками народов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои госу-дарственные языки, которые могут применяться в органах государ-ственной власти, местного самоуправления, государственных уч-реждениях республик.

В Российской Федерации конституционные нормы реализуются через Закон о языках народов РСФСР от 25 октября 1991 г. Язык обще-ния устанавливается самими людьми без всякой регламентации. Ни-каких юридических норм использования языков народов Российской Федерации в межличностных, неофициальных контактах, как и в детельности общественных и религиозных объединений, не существу-ет. Пользование законными правами не зависит от знания человеком того или иного языка. Устанавливается ответственность за отказ в об-служивании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незнания языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Ана-логичное право касается участия в судопроизводстве.

Конституция РФ, гарантируя сохранение и равноправие языков народов России, их самобытное развитие, признает в ч. 2 коммен-

34

 

тируемой статьи прежде всего право каждого на пользование род-ным языком. Родным является обычно язык этнической общности, к которой принадлежит индивид. Однако, судя по данным переписей населения, не единичны случаи, когда люди считают родным язык других этнических общностей. Конституция признает также право каждого на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

 

2.3. Право избирать и быть избранным

 

Свободные, демократические выборы - одна из ценностей современ-ной цивилизации, обязательный атрибут реальной власти народа, воз-можность влиять на историю развития государства, в котором он живет. В целях поддержки гражданской активности и упрощения кон-троля их чистоты в 2018 году было продолжено совершенствование избирательного законодательства, что в итоге действительно усили-ло гарантии избирательных прав, повысило прозрачность и доступ-

ность голосования.

Общественная палата Российской Федерации и региональные общественные палаты получили право назначать наблюдателей на выборы. Общественные организации, волонтеры, активные гражда-не России смогли осуществлять наблюдение непосредственно на из-бирательных участках в день голосования.

В 2018