СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
|
Право на жилище и благоприятную окружающую среду |
|
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь |
|
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом |
|
Право на труд и достойное вознаграждение на труд |
|
Право на образование |
|
Право на гражданство |
|
Соблюдение прав граждан правоохранительными органами Республики Карелия |
|
Права граждан в местах принудительного содержания |
|
Статистические сведения об обращениях, поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия 2013 году |
|
Заключение |
|
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Республики Карелия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Карелия» представляю Главе Республики Карелия, Законодательному Собранию Республики Карелия, Правительству Республики Карелия, Конституционному Суду Республики Карелия, Верховному суду Республики Карелия, Арбитражному суду Республики Карелия, Прокурору Республики Карелия доклад о деятельности в 2013 году.
Доклад Уполномоченного по правам человека – ключевая форма его реагирования на выявленные нарушения в сфере прав и свобод человека и гражданина в Республике Карелия, поэтому так много внимания в нем уделено описанию конкретных проблем и работе по их разрешению.
Уполномоченный по правам человека в Республике Карелия В.А.Шмыков
ВВЕДЕНИЕ
В 2013 году Уполномоченный по правам человека в Республике Карелия продолжил исполнять свои обязанности и вести деятельность по защите прав человека.
В отчетном периоде жители Республики Карелия продолжали активно обращаться к Уполномоченному со своими проблемами и искать их разрешение по вопросам, в которых органам исполнительной власти Республики Карелия, местного самоуправления и иным органам не удалось найти конечного решения.
Несмотря на несовершенство законодательной базы, регламентирующей деятельность Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия, как, впрочем, и других региональных уполномоченных в субъектах Российской Федерации, приходилось искать пути восстановления нарушенных прав граждан имеющимися возможностями. Достаточно подробно правовые пробелы в законодательстве были изложены в докладе Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия за 2012 год. Вместе с тем, каких-либо изменений по их устранению в законодательство не было внесено как на республиканском, так и на федеральном уровне.
В настоящее время к региональным уполномоченным по правам человека предъявляются требования строго придерживаться правовых полномочий, установленных соответствующими региональными законами, в том числе критериев приемлемости обращений. В результате значительная часть обращений граждан в адрес уполномоченных может оказаться вне их компетенции, и поток жалоб будет переориентирован в компетенцию Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. С правовой точки зрения такой подход является абсолютно верным и должен быть реализован на практике, что позволит региональному уполномоченному по правам человека сконцентрироваться на обеспечении соблюдения прав жителей регионов непосредственно органами исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, как то и предписано соответствующим законом.
Особенность правового статуса Уполномоченного состоит в том, что он является связующим звеном между гражданским обществом и властью, между гражданином и чиновником. Он выступает в качестве посредника между ними, осуществляет мониторинг действий государственной власти с позиции соответствия с принципами и нормами международного права в области прав человека, предлагает государственным структурам рекомендации по совершенствованию их деятельности, способствует распространению информации и правовому просвещению граждан по вопросам защиты прав и свобод человека.
Доклад составлен на основе информации из индивидуальных и коллективных обращений граждан.
В отличие от ранее подготовленных докладов на основе обобщенной по обращениям граждан информации, в настоящем докладе основное внимание уделено рассмотрению конкретных обращений и результатов по их проверке.
ПРАВО НА ЖИЛИЩЕ
И БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Жалобы, касающиеся жилищных вопросов, по-прежнему остаются существенной частью всех поступающих обращений в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия.
К Уполномоченному по правам человека обратилась депутат Законодательного Собрания Республики Карелия Степанова Л.Н. с информаций о том, что трое жителей дома по пр. Невского, 30 в г.Петрозаводске объявили бессрочную голодовку в связи с нарушением их права на жилище и на благоприятную окружающую среду.
Существо вопроса заключалось в следующем.
К дому, в котором проживали жильцы, предпринимателями была пристроена постройка-магазин, что не устраивало жильцов. По их мнению, пристройка была возведена владельцами-предпринимателями незаконно и подлежала сносу.
Длительное время они не могли разрешить создавшуюся проблему с новостройкой. Неоднократные обращения жильцов в адрес органов государственной власти и местного самоуправления Республики Карелия, а также в компетентные территориальные органы федеральных органов государственной власти РФ и судебные органы на протяжении трех лет до конца не были разрешены. Наконец, в январе 2013 года жильцами была подана кассационная жалоба в Президиум Верховного Суда Республики Карелия, в то же время окончательного решения по ней принято не было.
Вследствие неопределенности сложившейся ситуации по принятию окончательного решения жильцы решились на крайнюю меру – объявили голодовку. Также они требовали возбудить уголовное дело в отношении предпринимателей по факту хищения земли, находящейся в собственности собственников жилых помещений данного жилого дома.
Депутат просила Уполномоченного вмешаться в ситуацию и разрешить проблему, которая впоследствии приобрела в г.Петрозаводске резонансный характер и вызвала ряд публикаций в средствах массовой информации.
Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия совместно с депутатом Степановой Л.Н. и представителем прокуратуры Республики Карелия выехал на место для встречи с жильцами. Уполномоченному удалось убедить людей не принимать крайних мер. После встречи голодовка была прекращена.
По просьбе жильцов Уполномоченный содействовал их встрече с главой Республики Карелия Худилайненым А.П., а также обратился к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Лукину В.П. с просьбой ускорить решение вопроса в судебных органах и поддержать их требования.
Также обратившимся была оказана помощь в получении документов из Петрозаводского городского суда по делу о сносе пристройки.
В результате разрешение вопроса было возвращено в правовое русло, а для людей, решившихся на крайние меры, был предотвращен вред здоровью.
Весной 2013 года Ладвинское сельское поселение подверглось паводку, вызванному быстрым таянием снега на реке Ивинка. С просьбой об оказании помощи по устранению его последствий к Уполномоченному обратилась и.о. главы Ладвинского сельского поселения Кантаева Е.С.
По данному вопросу вместе с депутатом ЗС РК Шмаеник О.Н. выезжали в п.Ладва, встречались с его жителями. По их просьбе для решения данного вопроса мы обратились к Первому заместителю Главы Республики Карелия Громову О.Ю.
Для устранения последствий паводка Правительство Республики Карелия выделило из резервного фонда для ликвидации чрезвычайных ситуаций 996 тыс. руб. для предоставления пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи. Также было подготовлено распоряжение Правительства РК о выделении средств на выплату финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Бюджету Ладвинского сельского поселения в 2013 году в соответствии с региональной целевой программой «Развитие дорожного хозяйства на период до 2015 года» было предусмотрено выделение субсидии на капитальный ремонт и ремонт автодорог населенных пунктов в размере 2218 тыс. руб., а также на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в размере 937 тыс. руб.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия поступило обращение жильцов дома № 9 по пр. Первомайскому г.Петрозаводска по поводу антисанитарного и технического состояния детской площадки, расположенной рядом с домом на углу пр. Первомайского и ул. Северной.
По информации жильцов данная площадка и территория, на которой она находится, длительное время никем не обслуживалась. Жильцы были обеспокоены состоянием объекта и считали, что он может угрожать жизни и здоровью детей, пользующихся им.
В связи с тем, что территория принадлежала Петрозаводскому городскому округу, Уполномоченный обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с просьбой установить организацию, ответственную за состояние данной территории и эксплуатацию детской площадки, а также принять меры для обеспечения уборки территории и содержания площадки в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем безопасность граждан.
С помощью Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа была установлена организация, ответственная за уборку и обслуживание указанной территории, о чем были проинформированы жильцы дома.
Также от имени жильцов дома № 9 по пр. Первомайскому в г.Петрозаводске в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия обратился управляющий ТСЖ «Северное».
Поводом для обращения стало длительное отсутствие возможности решить вопрос о сносе останков сгоревшего здания гаража по адресу ул.Северная, 3а, находящегося рядом с домом, в котором проживают обратившиеся жильцы. По их мнению, здание представляет угрозу для жизни и здоровья окружающих.
Для решения вопроса Уполномоченный обратился в ГУП РК «Фонд государственного имущества Республики Карелия», за которым указанный объект закреплен на праве хозяйственного ведения.
Однако ГУП РК «Фонд государственного имущества Республики Карелия» сообщило, что не правомочно принять меры по сносу сарая, т.к. его собственником является Государственный комитета по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд Республики Карелия. Государственный комитет сообщил, что примет необходимые меры.
Вместе с тем реальных мер принято не было.
ТСЖ «Северное» повторно обратился от имени жильцов к Уполномоченному.
В результате дополнительной проверки обращения оказалось, что ни Государственный комитет, ни Фонд государственного имущества не имеют ничего против сноса останков гаража. Вместе с тем, одна организация ссылается на другую и решение не принимается, что вызывает обоснованное возмущение граждан и нарушает их право на охрану жизни и здоровья.
Уполномоченный обратился к ним с просьбой принять меры для выработки согласованного решения о судьбе останков гаража. Вместе с тем вопрос до настоящего времени остается нерешенным.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия поступило обращение жителя г.Медвежьегорска по поводу длительного непринятия мер органом местного самоуправления по исполнению ранее принятых решений об очистке русла реки Вичка. В результате подвергалось затоплению личное имущество граждан, а также возникали препятствия для осуществления деятельности спасательной станции.
Ранее группа жителей уже обращалась в органы местного самоуправления, а также в прокуратуру Медвежьегорского района. Вместе с тем, действенных мер по устранению проблемы принято не было.
Уполномоченный обратился за помощью к прокурору Медвежьегорского района.
По результатам проверки прокуратурой во исполнение Положения о порядке проведения муниципального земельного контроля в поселениях, входящих в состав муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», в адрес Администрации Медвежьегорского района направлено поручение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства для установления объектов, расположенных в зоне на берегу реки Вичка, построенных в нарушение действующего федерального законодательства, и принятия соответствующих мер.
Также заявителю было разъяснено его право обратиться с исковым заявлением в суд в том случае, если Администрация не исполнит своих обязанностей по проведению работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
К Уполномоченному по правам человека в Республике Карелия обратилась жительница г.Петрозаводска, инвалид II группы, проживающая по адресу: ул.Грибоедова, 7.
В связи с проблемами, возникшими при управлении указанным домом со стороны ТСЖ «Грибоедова, 7», заявительница лишилась возможности использования права на льготную оплату коммунальных услуг, предоставленных ей как инвалиду и ветерану труда, вследствие искусственно созданной задолженности перед ООО «Карунд».
Фактически задолженности перед коммунальными предприятиями, согласно предоставленным документам, не имелось, т.к. заявительница вносила плату за использованное тепло и воду непосредственно в коммунальные предприятия.
В целях решения вопроса о восстановлении конституционного права инвалида и ветерана труда на социальное обеспечение Уполномоченный обратился в ООО «Карунд» и ОАО «Петрозаводские коммунальные системы».
В результате проблема была положительно разрешена.
В феврале 2013 года Уполномоченным был осуществлен выезд в г.Питкяранта. На личном приеме к нему обратилась жительница дома № 4 по ул.Победы с жалобой на управляющую компанию «Народная компания», не принимающую мер для устранения протечки кровли над ее квартирой.
Также на личном приеме к Уполномоченному обратилась жительница дома № 29 по ул.Ленина с жалобой на то, что с августа 2012 года счета на оплату электроэнергии за общедомовые нужды выставляются сразу за год. Вместе с тем ряд жильцов не оплачивает расходы, и их задолженность распределяется между добросовестными плательщиками. При наличии задолженности последних, они лишаются права на выплату социальной компенсации.
С аналогичной жалобой обратился житель дома № 4 по ул.Парковой по поводу необоснованного, по его мнению, выставления счетов управляющей компанией «Мастер-Строй-Сервис» на оплату воды за общедомовые нужды.
Совместно с Администрацией Питкярантского городского поселения своевременно были приняты необходимые меры по восстановлению прав жителей города. В том числе о создании комиссии для проверки счетчиков и сверки счетов, проведения ремонта и принятия других необходимых мер.
В адрес Уполномоченного поступило обращение граждан, проживающих в доме № 8 по ул.Радищева г.Петрозаводска по поводу длительного непредоставления им жилья.
Обе гражданки проживают в жилье, признанном непригодным для проживания, имеют судебное решение от 10.10.2011 года, обязывающее Администрацию Петрозаводского городского округа решить данный вопрос. Вместе с тем, вопрос длительное время не решается.
Администрацией Петрозаводского городского округа одной из заявительниц выделялась комната в коммунальной квартире, от получения которой она правомерно отказалась. Вместе с тем, согласно письму заместителя начальника Управления жилищного хозяйства Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации ПГО, в связи с отказом, Администрацией готовилось направление в суд документов о закрытии исполнительного производства.
В своем обращении к Главе Петрозаводского городского округа Уполномоченный указал, что в соответствии со ст.56 Жилищного кодекса РФ отказ от получения предлагаемого жилья не является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, статус коммунальной квартиры несет в себе строго определенные основания и порядок заселения освобождающихся помещений, который требует установленной ЖК РФ процедуры их предоставления.
На просьбу Уполномоченного о рассмотрении вопроса об обоснованности решения Администрации Петрозаводского городского округа о приятии мер по закрытию исполнительного производства и принимаемых мерах для обеспечения жильем заявительниц Администрация ответила, что «предоставление гражданам жилых помещений по решению суда осуществляется в строгом соответствии с утвержденным графиком очередности исполнительных производств на 2013 год, исходя из даты возбуждения исполнительного производства». А также, что «в настоящее время возможность исполнения всех судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений отсутствует».
Следует признать, что исполнение органами местного самоуправления своих обширных полномочий возможно только при надлежащем финансовом обеспечении. Возможно, со стороны федеральных властей такая ситуация будет когда-нибудь создана.
А в отношении заявительницы, которой была предложена комната в коммунальной квартире, от которой она отказалась, принято решение не снимать ее с очереди.
Обращает на себя внимание ситуация, сложившаяся с проживанием педагогов различных учебных заведений в общежитии ГБОУ СПО РК "Техникум дорожного строительства" по адресу: г.Петрозаводск, пр.Первомайский, 16а.
В 2011 голу Министерство образования Республики Карелия выделило работникам образования, имеющим низкий доход, жилые помещения в указанном общежитии с возможностью их дальнейшей приватизации. Педагоги заключили договоры социального найма и получили постоянную регистрацию. В соответствии с условиями договоров жильцы произвели ремонт помещений за свой счет.
В судебном порядке в общежитии была приватизирована 51 квартира.
Позже оказалось, что государственное имущество не было отчуждено, несмотря на то, собственник общежития - Государственный комитетом по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд Республики Карелия изначально давал согласие на приватизацию.
В 2013 году по инициативе Государственного комитета началось отмена судебных решений о приватизации, а также признание договоров социального найма ничтожными, лишение жильцов регистрации и выселение педагогов.
Министерство образования Республики Карелия устранилось от решения проблем жильцов.
По обращению одного из педагогов Уполномоченный по
правам человека в Республике Карелия обратился к Главе Республики Карелия с просьбой разрешить данный вопрос положительно. В данной части вопрос был решен положительно.
Вместе с тем, в отношении ряда педагогов, в том числе педагога-пенсионера с двадцатилетним педагогическим стажем продолжается процедура лишения их жилья.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия поступило обращение жителя г.Сегежи по поводу неудовлетворительной работы Управления жилищно-коммунального и городского хозяйства Администрации Сегежского городского поселения, ООО «Сегежский жилищно-коммунальный сервис», ТСЖ «Согласие» по организации обслуживания и содержания дома № 16 по пр.Ленина в г.Сегеже в части, касающейся ремонта крыши и отопления дома.
Для выяснения обстоятельств дела и решения вопроса Уполномоченный обратился к Главе Администрации Сегежского городского поселения и к руководителю Государственной жилищной инспекции в Республике Карелия.
В целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения Государственной жилищной инспекцией в РК была назначена проверка. Информация нашла свое подтверждение. Было принято решение провести обследование кровли с привлечением специализированной организации и принять меры к устранению повреждений.
Жильцы дома № 27 по ул.М.Горького в г.Медвежьегорске в своем обращении высказали несогласие с порядком и суммами начисления оплаты общедомовых расходов.
По их мнению, в расчет не были приняты расходы электроэнергии по некоторым квартирам, которые ввиду отсутствия доступа в квартиры должны быть рассчитаны по нормативам. Вследствие этого заявители полагали, что данные расходы включены в расходы на ОДН, и им придется их оплачивать.
Ввиду того, что причиной конфликта явилась неясность для жильцов порядка расчета суммы ОДН и отсутствие калькуляции расчета ОДН, Уполномоченный обратился с соответствующим запросом в ОАО «Карельская энергосбытовая компания». Жильцы получили исчерпывающий ответ на свои вопросы.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия поступило коллективное обращение жильцов дома № 14 по ул.Рудной с.Рыбрека Прионежского района по поводу сроков окончания строительства нового 8-квартирного дома, в который их должны переселить из аварийного жилья.
Жильцы были обеспокоены затягиванием сроков строительства дома и отсутствием информации по этому вопросу.
По результатам проверки Министерство строительства Республики Карелия сообщило, что в Адресной инвестиционной программе Республики Карелия на 2013 год предусмотрены средства в объеме 13 млн.руб. на завершение строительства данного дома, которое планируется завершить до 1.12.2013 года.
Информация Министерства удовлетворила жителей.
От жительницы Ф. г.Петрозаводска поступило обращение по поводу отказа Администрации Петрозаводского городского округа в ремонте дома № 19-а по ул.Фрунзе и пострадавшей от пожара квартиры, в которой она проживает. Администрация мотивировала отказ тем, что ремонт должен проводить собственник квартиры.
Для оказания помощи пострадавшей Уполномоченный обратился в Государственную жилищную инспекцию в Республике Карелия, которой была назначена и проведена соответствующая проверка.
По результатам проверки жалоба нашла свое подтверждение. Прежде всего, квартира оказалась муниципальной, поэтому отказ Администрации Петрозаводского городского округа не был обоснованным. Государственной жилищной инспекцией в адрес Администрации было направлено заключение о несоответствии жилого помещения установленным требованиям и необходимости проведения оценки его соответствия установленным требованиям проживания, а также о принятии законного и обоснованного решения о признании жилого помещения пригодным или непригодным для дальнейшего постоянного проживания.
В адрес Уполномоченного обратился Председатель Совета ветеранов Великой Отечественной войны В.А.Кандауров, с жалобой на волокиту в Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия с оплатой ветерану ВОВ С сертификата на приобретение жилья.
Уполномоченный обратился за разъяснением к заместителю Главы Республики Карелия - Министру здравоохранения и социального развития Республики Карелия Улич В.В.
В результате вопрос был решен положительно. Проблема заключалась в несвоевременном поступлении денег из федерального бюджета.
Серьезной проблемой остается невозможность органов местного самоуправления обеспечить жильем нуждающихся граждан, в том числе по судебным решениям.
Так, например, от жительницы К. г.Петрозаводска поступило обращение по поводу длительного непредоставления ей жилья.
Заявительница проживает в жилье, признанном непригодным для проживания. Имеет судебное решение, обязывающее Администрацию Петрозаводского городского округа решить данный вопрос. В целях исполнения судебного решения Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам выносилось постановление о возбуждении исполнительного производства, принимались определенные меры для его исполнения.
Уполномоченный обратился к Главе Петрозаводского городского округа и к руководителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия — главному судебному приставу Республики Карелия.
Как выяснилось при проверке, судебными приставами принимались все предусмотренные законом меры для исполнения судебного решения и поиска жилья. Вместе с тем, обеспечить заявительницу жильем не удалось в связи с отсутствием такового в городе.
Администрацией Петрозаводского городского округа также принимаются меры для обеспечения жильем нуждающихся граждан в рамках имеющихся возможностей.
По информации Администрации ПГО заявительница состоит в очереди с декабря 2012 года под № 70, а на 2013 год Администрацией было запланировано обеспечить жильем 90 человек из этой очереди. Таким образом, есть основания полагать, что проблема в данном случае будет удовлетворена.
Данная ситуация характерна не только для города Петрозаводска, но и республики в целом. Отсутствие средств для строительства жилья не позволяет своевременно обеспечить нуждающихся жилыми помещениями. Об этом и причинах более подробно сообщалось в предыдущих докладах Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия.
Аналогичный пример – обращение жительницы С. г.Петрозаводска.
Заявительница также проживает в жилье, признанном непригодным для проживания. Имеет судебное решение от 10.01.2012 года, обязывающее Администрацию Петрозаводского городского округа решить данный вопрос. В целях исполнения судебного решения Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам выносилось постановление о возбуждении исполнительного производства, принимались определенные меры для его исполнения. Заявительница состоит в очереди под № 71.
Одним из новых факторов, приносящих беспокойство людям по месту проживание становится организация деятельности по уходу за детьми, осуществляемая предпринимателями в жилых квартирах. По-существу так организуется работа детских садов. Но пробелы в российском законодательстве не позволяют однозначно квалифицировать такую деятельность как работа детского сада, для ведения которой необходимы лицензия и создание многочисленных надлежащих условий.
Из жалобы супругов С., обратившихся к Уполномоченному на личном приеме, стало известно, что в двух квартирах в доме № 9-а по ул.Зайцева г.Петрозаводска индивидуальным предпринимателем устроено частное заведение по уходу за детьми, шум от которого существенно мешал соседям.
Проанализировав нормативно-правовую базу, регламентирующую указанную деятельность, а также практику пресечения деятельности таких заведений в Российской Федерации, Уполномоченный пришел к выводу, что в законодательстве существует правовой пробел. В разных регионах России проблема решается по-разному. В некоторых случаях привлекаются правоохранительные органы.
Уполномоченный проинформировал о проблеме и о возможных способах ее решения начальника управления образования Администрации Петрозаводского городского округа Волкову Н.Д., куда также обратились заявители.
Нередко имеют случаи, когда граждане требуют предоставления им жилья либо обеспечения коммунальными услугами, вне установленного правового порядка. Таким заявителям Уполномоченный дает необходимые правовые консультации, снимая имеющее место недовольство граждан действиями органов власти и местного самоуправления.
Например, от гр. М., страдающего психическим заболеванием и имеющего право на дополнительную жилую площадь поступила жалоба на отказ Администрации Петрозаводского городского округа в предоставлении жилого помещения. Заявитель не смог разобраться в причине отказа, поэтому обратился к Уполномоченному.
Изучив ситуацию, Уполномоченный пришел к выводу, что в действиях Администрация Петрозаводского городского округа не имеется признаков нарушения права заявителя на жилище.
Уполномоченный проинформировал гр. М. о порядке реализации его права.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года установлен перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Вместе с тем, данное постановление принято во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса РФ, которая устанавливает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но не непосредственное предоставление жилых помещений.
Чтобы реализовать право заявителя на получение жилого помещения, ему необходимо было сначала встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, чего он до этого не сделал и вследствие чего не был признан нуждающимся в жилом помещении.
Администрация Петрозаводского городского округа прямо указывала на это в своем письме: «предоставление жилых помещений гражданам возможно только при условии признания их нуждающимися», и правомерно отказала в предоставлении жилого помещения.
Одна их жительниц г. Петрозаводска самовольно заняла жилое помещение в доме по ул.Коммунальной. Когда ее стали выселять в установленном порядке, обратилась к Уполномоченному с просьбой оставить ее в данном жилом помещении. Заявительнице были разъяснены причины выселения и дан мотивированный ответ на заявление.
Жительница одного из домов по ул.Железнодорожной в г.Петрозаводск обратилась к Уполномоченному с жалобой на необоснованное, по ее мнению, начисление управляющей компанией платы за отопление в летние месяцы. Заявительница считает такой способ начисления платы несправедливым и неоднократно обращалась в управляющую компанию с предложением начислять оплату только в отопительный сезон. На ответ управляющей компании, что действующий порядок оплаты не нарушает законодательства, заявительница высказала свое мнение: «Никакое законодательство не имеет права лишать нас прав».
Уполномоченным было разъяснено, что применяемый управляющей компанией порядок начисления оплаты за отопления в летние месяцы разрешен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 года № 857 «Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах». Действия управляющей компании в данном вопросе не противоречат действующему законодательству.
Относительно утверждения о том, что «Никакое законодательство не имеет права лишать нас прав» разъяснено, что в действующей в Российской Федерации правовой системе все права человека и гражданина закреплены в Конституции Российской Федерации, которая является основным законом страны. Иные нормативно-правовые акты, включая вышеуказанное Постановление Правительства РФ, принимаются во исполнение Конституции РФ и не должны ей противоречить.
Таким образом, права человека и гражданина могут быть, как установлены, так и ограничены исключительно в законодательном порядке. Законодательство играет в этом вопросе ключевую роль.
Согласно того же Постановления Правительства РФ компетентными органами и организациями могут быть приняты решения о принятии порядка начисления оплаты за отопление за фактическое время потребления тепла. Но данный вопрос находится в компетенции таких органов и организаций.
Поэтому в данном случае для устранения конфликта и исполнения желания платить только за фактически потребленное тепло, было рекомендовано решить вопрос об установлении индивидуального прибора учета тепловой энергии в квартире.
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ
И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
По итогам 2013 года обращает на себя внимание существенное снижение числа жалоб жителей республики на органы здравоохранения. Возможно, данная тенденция обусловлена в том числе и реагированием Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия на факты нарушения прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, приводившиеся в предыдущих докладах Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия.
Вместе с тем, в отдельных случаях вопросы, касающиеся удовлетворенности жителей результатами модернизации здравоохранения в Республике Карелия, еще поднимаются.
Так, в адрес Уполномоченного обратились жители Прионежского района, которые ранее обслуживались в поликлинике № 4 г.Петрозаводска.
Примерно с марта 2012 года стал решаться вопрос об изменении системы их медицинского обслуживания в связи с окончанием срока аренды помещений в этой поликлинике.
Было принято решение закрепить жителей Прионежского района за различными поликлиниками г.Петрозаводска, о чем в ноябре 2012 года издан соответствующий приказ министра здравоохранения и социального обслуживания Республики Карелия.
Как оказалось, далеко не во всех поликлиниках люди могут получить необходимую медицинскую помощь. Так, к различным врачам стало необходимо обращаться в разные поликлиники. Люди вынуждены ездить по городу, чтобы попасть к нужному специалисту. При этом записаться на прием (получить талон) стало очень сложно.
Принятые в 2012 году решения на совещании в Правительстве РК по решению данного вопроса, в частности, об информировании жителей о том, где и как они могут получить медицинскую помощь, не были исполнены.
В итоге доступность первичной медицинской помощи, по мнению жителей Прионежского района, существенно ухудшилась.
Жители п.Ладва Прионежского района Республики Карелия обратились к Уполномоченному с просьбой обратиться к Главе Республики Карелия и к Главе Прионежского муниципального района о сохранении деятельности поселковой больницы в связи с вопросом о ее закрытии. Такое решение было принято ими на сходе жителей поселка 29.04.2013 года.
Уполномоченный выполнил просьбу жителей поселка.
От жителей д.Маслозеро, Медвежьегорского района РК, в которой проживают 256 человек. В том числе 76 инвалидов, поступило обращение о недоступности медицинской помощи.
Со слов обратившихся д.Маслозеро находится в 160 км от г.Медвежьегорска. В деревне есть фельдшерский акушерский пункт (ФАП), который работает месяц-полтора в год. Специалисты приезжают в деревню редко. Связь отсутствует, поэтому в случае необходимости оказания экстренной помощи вызвать помощь затруднительно. Медикаментов не хватает. Обращения жителей в районную больницу ситуацию не изменили.
Уполномоченный обратился к заместителю Главы Республики Карелия – Министру здравоохранения и социального развития Республики Карелия Улич В.В.
В результате для проверки обращения на месте в д.Маслозеро выехал Первый заместитель министра здравоохранения и социального развития Республики Карелия О.С. Копошилова.
По результатам проверки работа ФАП была восстановлена, налажено снабжение медикаментами в достаточном количестве, в том числе для розничной продажи населению.
ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ВОЗРАСТУ, В СЛУЧАЕ БОЛЕЗНИ, ИНВАЛИДНОСТИ, ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА, ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И В ИНЫХ СЛУЧАЯХ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОМ
В адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия обратилась жительница Д. п.Ламбасручей Медвежьегорского района РК, которая ранее являлась гражданкой Туркменистана.
Из обращения следовало, что получив пенсию по старости, заявительница обратилась в Управление ПФ РФ в Медвежьегорском районе РК с заявлением об оказании содействия в истребовании документов о ее заработной плате в период проживания в Республике Туркменистан для перерасчета размера пенсии на основе заработной платы.
Управлением были сделаны необходимые запросы в компетентные органы Республики Туркменистан. Вместе с тем, ответа от них не поступило.
Д. посчитала, что Управлением ПФ РФ в Медвежьегорском районе РК не были приняты исчерпывающие меры для получения сведений о ее заработной плате, а запросы направлены ненадлежащим лицом и не в те органы.
Уполномоченный обратился к Управляющему ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия Вартановой Н.А. с просьбой разъяснить порядок получения сведений о заработной плате из-за рубежа в отношении лиц, переехавших в Россию по программе переселения, получивших в дальнейшем гражданство РФ и оформившим пенсию, а также ускорить получение данных сведений для положительного решения.
Проведенной проверкой действий Государственного учреждения «Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия», нарушающих права заявительницы, установлено не было. Отделением ПФ РФ по РК были приняты все необходимые меры для решения проблемы. Конечный результат зависел от действий компетентных органов Республики Туркменистан.
В адрес Уполномоченного обратилась гр. Б., проживающая в Брянской области по вопросу восстановления права на предоставление мер социальной поддержки в соответствии со ст.20 Закона РФ от 15.05.12991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Как оказалось, гр. Б. ранее проживала в Республике Карелия и для восстановления ее прав на предоставление мер социальной поддержки требовались подтверждающие документы о проживании в республике.
Уполномоченный обратился в Управление ФМС РФ по Республике Карелия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. В результате заявительницей были получены все необходимые документы.
ПРАВО НА ТРУД И ДОСТОЙНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ТРУД
Право на труд является одним из системообразующих, основных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В то же время в этой сфере имеют место случаи несоблюдения права. Поступающие от граждан обращения чаще касаются вопросов своевременности выплаты заработной платы.
В 2013 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия продолжали поступать обращения граждан о невыплате задолженностей по заработной плате на предприятиях-банкротах. Вместе с тем, удовлетворить просьбу обращающихся иногда затруднительно.
Так, от гр. К. поступило обращение о невыплате заработной платы ООО «Суоярвский картон», находящимся в стадии банкротства. С учетом сложившихся обстоятельств заявителю было рекомендовано для погашения задолженности обратиться через службу судебных приставов на основании судебного решения.
С аналогичной жалобой обратился бывший работник того же предприятия, которому работодатель был должен более 80 тыс.руб. Заявитель ранее уже обращался в органы прокуратуры, инспекцию по труду, а затем подал иск в суд. Вместе с тем, уверенности об оплате долга у него не было.
Действительно, как показывает практика, при отсутствии имущества у предприятия-банкрота реализовать право заявителя на получение заработной платы представляется маловероятным.
Существо проблемы осложняется тем, что Закон Республики Карелия от 12.11.2007 № 1132-ЗРК «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Карелия» не предоставляет Уполномоченному права проводить проверки в отношении трудовых споров граждан с юридическими лицами.
Как уже отмечалось в предыдущем докладе, вопрос о непогашении задолженности предприятиями-банкротами перед своими работниками носит общероссийский характер и рассматривался на встрече региональных уполномоченных по правам человека с Президентом Российской Федерации 16.05.2012 года. Было принято решение внести соответствующие изменения в действующее законодательство, чтобы устранить возможность работодателя уклониться от выплат задолженности по заработной плате. Вместе с тем, до настоящего времени таких изменений не внесено.
От работников детского сада «Ромашка» в г.Питкяранта поступила жалоба на низкую зарплату младшего педагогического персонала (5950 руб.). В то же время зарплата начислялась в соответствии с действующим порядком.
Очевидно, что для обеспечения достойного вознаграждения за труд педагогов требуется принятие мер иного характера, чем обращение к Уполномоченному по правам человека.
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
В адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия поступило обращение группы учащихся МКВСУ «Медвежьегорский центр образования» по поводу реорганизации вечерней школы, в которой они обучались. Также речь шла о перемещении школы в другое здание. Особо учащихся беспокоил вопрос, что данные мероприятия проводились в течение учебного года. Обращение подписали 46 учащихся.
В ходе проверки обращения были изучены правовые основания принятия решения о реорганизации МКВСУ «Медвежьегорский центр образования», а также мнение Министерства образования Республики Карелия и Администрации Медвежьегорского городского поселения. Проведена встреча с депутатом.
Как оказалось, для принятия решения о реорганизации муниципального учебного заведения требуется соответствующее заключение комиссии по оценке последствий такого решения. При этом порядок проведения такой оценки, а также порядок создания комиссии, которая будет проводить оценку и готовить заключение по ее итогам, устанавливается уполномоченным государственным органом государственной власти Республики Карелия.
Вместе с тем, на момент принятия местным органом власти решения о реорганизации МКВСУ «Медвежьегорский центр образования» еще не был издан соответствующий нормативный правовой акт.
Согласно информации Министерства образования РК издание нормативного правового акта «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Республики Карелия, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений» должно было произойти только после утверждения Закона Республики Карелия «Об образовании».
Таким образом, решение о реорганизации учебного центра было принято преждевременно.
Министерство образования РК обратило внимание руководителей органов местного самоуправления о соблюдении законодательства при проведении процедуры реорганизации (ликвидации) образовательных учреждений, в том числе вышеуказанных требований, направив в их адрес соответствующее указание.
ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО
В адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия обратился прибывший из Туркменистана гр. Д. по поводу затруднения при получении гражданства России.
Заявитель сообщил, что Управление Федеральной миграционной службы по Республике Карелия отказывает ему в оформлении гражданства России, но он не может получить ясного ответа о причинах отказа в получении гражданства. В Российскую Федерацию он прибыл в детском возрасте со своей матерью в 2002 году, проживает в Медвежьегорском районе РК. При этом мать заявителя уже получила гражданство РФ.
Уполномоченный обратился с просьбой рассмотреть вопрос о возможности получения гражданства РФ Д., а также сообщить о порядке его получения и причинах задержки к начальнику Управления Федеральной миграционной службы по Республике Карелия Жураховской Т.В.
Согласно информации полученной от начальника Управления ФМС России по РК, заявителю неоднократно разъяснялся порядок получения гражданства РФ. А для урегулирования его правового статуса на территории Российской Федерации существовала необходимость получения документа, подтверждающего либо наличие у него гражданства Туркменистана, либо отсутствие такового через Посольство Туркменистана в г.Москве, чего заявитель не смог сделать самостоятельно.
Управление оказало помощь и провело работу по правовому подтверждению личности заявителя в соответствии со ст. 10.1 Федерального Закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Обращения граждан на действия правоохранительных органов традиционно немногочисленны. Вместе с тем по каждому из них проводится тщательная проверка с помощью компетентных органов.
Так, в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия поступали жалобы на действия органов внутренних дел Республики Карелия.
От гр. А. поступило обращение о незаконном уголовном преследовании и отсутствии необходимости проведения назначенной ему следователем судебно-психиатрической экспертизы.
От гр. К. поступило обращение по поводу непринятия мер по заявлению, направленному в ГУВД по г.Петрозаводску.
От гр. У. поступило обращение по поводу незаконных, с его точки зрения, мер, принятых сотрудниками полиции.
От гр. М. поступило обращение гражданина на неудовлетворительные условия содержания в ИВС МО МВД РФ «Кондопожский».
От гр. С. поступило обращение по поводу причинения телесных повреждений в ИВС.
От гр. Д. поступило обращение по поводу жестокого обращения в органах внутренних дел.
От гр. Л. поступило обращение по поводу непринятия мер по ее заявлениям в органах внутренних дел и мировом суде.
Факты о нарушениях законности в действиях органов внутренних дел, приводимые в обращения граждан, по которым Уполномоченным по правам человека в Республике Карелия проводились проверки, в большинстве случаев не находили своего подтверждения. Как правило, для проверки таких обращений Уполномоченный обращался к министру внутренних дел Республики Карелия, к прокурору Республики Карелия и в органы прокуратуры на местах.
Сотрудниками Министерства внутренних дел Республики Карелия и отдела Администрации Главы Республики Карелия по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия в 4 квартале 2013 года были проведены проверки условий содержания в ИВС органов внутренних дел в г.Петрозаводске, Олонецком, Медвежьегорском и Сегежском районах. Жалоб на условия содержания практически не поступало.
Отдельные обращения касались деятельности других правоохранительных органов. Все они также тщательно проверялись.
Например, от гр. Т. отбывающего наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН РФ РК, поступило обращение по поводу жестокого обращения с ним и поступающих у его адрес угроз. Гр. Т. также сообщал, что его длительное время лишают возможности встретиться с прокурором.
От гр. В. поступило обращение с жалобой на качество расследования уголовного дела, возбужденного по факту убийства сына.
От гр. Н. поступило обращение о незаконном уголовном преследовании отца и непредставлении возможности проведения свиданий с ним.
От гр. Л. поступило обращение гражданки по поводу нарушения законности при производстве предварительного следствия в отношении сына.
В адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия поступило коллективное обращение работников администрации Кемского городского поселения на неправомерные, по их мнению, действия сотрудников правоохранительных органов при проведении следственных действий.
Было получено обращение председателя комитета Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы «Костомукша» по поводу действий сотрудников Управления ФСБ РФ по Республике Карелия.
В 2013 году увеличилось количество жалоб на действия сотрудников Управления ФСКН РФ по Республике Карелия.
При проверке фактов, изложенных в обращениях, вышестоящими органами или органами прокуратуры, а ряде случаев принимались решения о проведении дополнительных проверочных или следственных действий, об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, привлечении сотрудников правоохранительных органов к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем грубых нарушений законности со стороны правоохранительных органов, как правило, не было установлено.
ПРАВА ГРАЖДАН В МЕСТАХ
ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ
Обращения подозреваемых, обвиняемых и осужденных продолжают занимать существенное место в деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия.
В то же время осужденные, отбывающие наказание на территории Республики Карелия обращаются в различные инстанции.
Так, от советника Президента Российской Федерации - Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества Федотова М.А. поступило обращение осужденного В. с просьбой оказать помощь в решении проблемы с оказанием медицинской помощи.
В целях выяснения обстоятельств, изложенных в обращении, была проведена встреча с руководством УФСИН РФ по Республике Карелия, разговор с матерью осужденного, а также осуществлен выезд в исправительную колонию (ИК-7) в г.Сегежа, где осужденный отбывал наказание.
В результате установлено, что В. страдает психическими заболеваниями. Вместе с тем, его заболевания не подпадают под перечень заболеваний, дающих основание для его освобождения от уголовного наказания. Он регулярно получал медицинскую помощь с госпитализацией в психоневрологическое отделение ФКЛПУ РБ-2 (г.Медвежьегорск Республики Карелия).
В связи с тем, что, по мнению осужденного лечение в данном медицинском учреждении недостаточно эффективно, он высказывал пожелание попасть на лечение в другое специализированное психиатрическое медицинское учреждение, а именно – специализированный психиатрический стационар ФКЛПУ Б-18 ГУФСИН РФ по Республике Коми.
В результате совместно с руководством УФСИН РФ по Республике Карелия данный вопрос был решен положительно. Принято соответствующее решение о направлении В. для лечения в ФКЛПУ Б-18 ГУФСИН РФ по Республике Коми.
При встрече осужденный высказал удовлетворение о принятом решении и об отсутствии других жалоб. На условия содержания в ИК-7 жалоб не имел.
От осужденного А. поступило обращение об оказании помощи в решении вопроса с обеспечением жильем и медицинской помощью после освобождения из мест лишения свободы.
Заявитель указал, ожидает решения суда об освобождении. Однако он болен раком легких, вследствие чего суд может принять необходимое решение только после того, как будет решен вопрос с жильем и возможностью дальнейшего лечения в онкологическом диспансере.
По обращению совместно с УФСИН РФ по Республике Карелия была проведена работа, по итогам которой были получены документы, подтверждающие его право на проживание в п.Ладва, а также необходимые документы из Республиканского онкологического диспансера по поводу дальнейшего наблюдения. Все документы были приобщены к пакету документов в суд для решения вопроса об освобождении А. по состоянию здоровья.
В целом работа Управления ФСИН РФ по РК по приведению вверенных ему учреждений в соответствие с предъявляемыми нормативными требованиями может быть оценена удовлетворительно. Обращения и жалобы к Уполномоченному по правам человека в РК на неудовлетворительные материально-бытовые условия в 2013 году не поступали.
От осужденного М. поступило обращение о сверке направленных им и фактически поступивших обращений в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия. М. сомневался, что все его обращения в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия были отправлены администрацией колонии.
В результате проведенной совместно с УФСИН РФ по РК проверке было установлено, что все 4 обращения осужденного были своевременно отправлены по адресу.
От осужденного К., инвалида II группы, поступило обращение о правильности начисления пенсии и непредставлении ответа из Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия, куда он ранее обратился по данному вопросу.
Для проверки Уполномоченный обратился в Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия. Как оказалось, заявителю Отделением уже дважды были даны разъяснения по интересующему его вопросу. Также по данному обращению были дополнительно представлены исчерпывающие сведения о порядке и размерах начисления пенсии инвалидам II группы.
От осужденного К. поступило обращение по поводу переосвидетельствования для возобновления установления группы инвалидности.
Заявитель являлся инвалидом с детства, однако своевременно не переосвидетельствовался, в связи с чем утратил право считаться инвалидом.
Ранее по его обращению было проведено заочное освидетельствование, в ходе которого документально не было выявлено нарушений здоровья, приводящих к ограниченной дееспособности. По мнению заявителя при проведении полноценного освидетельствования такие нарушения могли быть выявлены.
Для решения вопроса Уполномоченный обратился в ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Карелия" с просьбой рассмотреть вопрос о возможности очного освидетельствования К. Вопрос об очном освидетельствовании был согласован, однако для его проведения требовалось создание определенных условий со стороны УФСИН РФ по РК.
Руководство УФСИН РФ по РК по дополнительному обращению Уполномоченного положительно решило данный вопрос
Часто беспокойство у осужденных вызывает жилищный вопрос, который им приходится решать после освобождения из мест лишения свободы. Как правило, после осуждения родственники выписывают таких лиц из жилых помещений. Получить затем регистрацию представляется большой трудностью. Вследствие этого многие опять попадают на скамью подсудимых.
Обычно помощь в таких вопросах оказывают общественные организации, либо освобождающимся приходится их решать самостоятельно. При этом многие просто не осведомлены, как им надлежит поступать.
К Уполномоченному обратился осужденный Н., которого родственники лишили регистрации по месту жительства после его осуждения к лишению свободы, а сестра осужденного продала квартиру.
Аналогичным образом брат осужденного К., обратившегося к Уполномоченному с похожей жалобой, продал квартиру, в которой ранее проживал и осужденный.
Вопросы возврата жилья решаются сложно, вместе с тем, решение вопросов при определенных обстоятельствах возможны.
Заявителю было разъяснено следующее. В соответствии со ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации «Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении» к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Другие родственники, могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также, если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
По истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, соответствующее право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и данным бывшим членом его семьи. До истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда.
Бывший член семьи собственника, пользующийся жилым помещением на основании решения суда, имеет права, несет обязанности и ответственность, предусмотренные настоящей статьей. Таким образом, родственник вправе продать квартиру без согласия осужденного.
Вопросы же, касающиеся обжалования действий собственника жилого помещения, решаются в судебном порядке. Поэтому заявителю было рекомендовано обратиться в суд.
Зачастую лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы поступают обращения, не касающиеся нарушения прав граждан либо явно выходящие за рамки компетенции Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия.
Например, поступали обращения с просьбами:
- провести проверки правильности расследования уголовных дел и приговоров судов,
- дать оценку правильности составления приговора суда,
- отменить судебные решения,
- провести лингвистический анализ речи потерпевшего,
- принять участие в судебных заседаниях по уголовным делам,
- понудить федеральные органы исполнения наказаний выдать осужденным выписки документов,
- выслать марки и конверты для обращения Европейский суд по правам человека,
- разъяснить правила хранения продуктов в камерах,
- сообщить температуру воздуха, при которой не разрешается выходить на работы,
- разрешить внутрисемейные и вопросы и другие аналогичные просьбы.
По таким обращениям Уполномоченный проводит консультации заявителей, разъясняет им порядок разрешения вопросов или рекомендует органы, в которые можно обратиться для получения ответа по существу.
Заявителям разъясняется, что в соответствии с п.1 статьи 10 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1132-ЗРК «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Карелия» Уполномоченный рассматривает жалобы граждан на решения или действия (бездействие) органов государственной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления в Республике Карелия, должностных лиц органов государственной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления в Республике Карелия. На основании требований Закона дается мотивированный ответ, почему та или иная просьба Уполномоченным не может быть удовлетворена.
Нередко осужденные продолжают жаловаться, несмотря на то, что все необходимые меры по их жалобам были ранее приняты Управлением ФСИН по Республике Карелия.
От осужденного Б. поступило обращение по поводу ненадлежащего, по его мнению, оказания медицинской помощи в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН РФ по РК, а именно: проведены не все обследования, не все врачи провели осмотр.
В результате тщательной проверки установлено, что необходимые медицинские обследования заявителя были выполнены в соответствии с имеющимися показаниями. Также проведено медицинское освидетельствование специальной комиссией, по решению которой имеющееся у заявителя заболевание не подпадало под освобождение по тяжести заболеваний. Не имелось и показаний к стационарному лечению. Амбулаторное лечение Б. в ФКУ ИК-4 было продолжено.
От осужденного Т. поступила жалоба на препятствование со стороны администрации ФКУ ИК-9 УФСИН РФ по РК осуществить страхование его жизни и здоровья в какой-либо из страховых компаний.
При проверке обращения оказалось, что, во-первых, все осужденные подлежат государственному страхованию, во-вторых, ранее по обращению осужденного администрация запросила практически все страховые компании, работающие в Республике Карелия на предмет заключения договора добровольного страхования от несчастных случаев с заявителем.
Всеми компаниями в оформлении полисов добровольного страхования было отказано на основе действующих правил и инструкций страховых компаний, не предусматривающих взаимоотношений с лицами, находящимися в местах лишения свободы. Все ответы страховых компаний были доведены осужденному под роспись.
Также администрацией колонии, в случае неудовлетворенности ответами, осужденному было предложено самому обратиться в страховые компании с письменным заявлением. Но осужденный предпочел обратиться к Уполномоченному по правам человека в Республике Карелия с жалобой на действия администрации колонии.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЩЕНИЯХ, ПОСТУПИВШИХ В АДРЕС УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
В 2013 ГОДУ
В Конституции Российской Федерации содержится 48 статей, прямо закрепляющих права человека в нашей стране, в Конституции Республики Карелия – еще 16 статей. Обращения граждан, поступившие в адрес Уполномоченного по правам человека в 2013 году, касались большинства из них. В докладе отмечены наиболее часто встречающиеся тематические обращения либо характеризующие определенные проблемы.
Традиционно в докладе затронуты темы:
- права на жилище,
- права на труд и достойное вознаграждение за труд,
- права на охрану здоровья и медицинскую помощь,
- права на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом,
- прав человека в местах лишения свободы и лиц, содержащихся под стражей в местах принудительного содержания.
Впервые систематизированы обращения, касающиеся деятельности правоохранительных органов Республики Карелия.
Сведения о количестве поступивших в адрес Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия приведены в таблицах.
Таблица 1. Сведения о поступивших и рассмотренных обращениях в 2013 году
Рассмотрено обращений | |
письменных | 218 |
устных | 74 |
всего | 292 |
|
|
Количество обратившихся | 695 |
Коллективные обращения | |
Количество обращений | 33 |
Количество обратившихся | 436 |
Личный прием граждан | |
Количество обращений | 110 |
Оставили письменных заявлений | 36 |
Таблица 2. Сведения об обращениях из городов и районов Республики Карелия и Российской Федерации поступивших в 2013 году
№ п/п | Район | Всего | Устные | Письмен-ные |
1 | Беломорский район | 1 | - | 1 |
2 | Калевальский Район | - | - | - |
3 | Кемский Район | 2 | - | 2 |
4 | Кондопожский Район | 4 | 2 | 2 |
5 | Костомукшский городской округ | 2 | - | 2 |
6 | Лахденпохский Район | 2 | - | 2 |
7 | Лоухский Район | - | - | - |
8 | Медвежьегорский Район | 33 | 14 | 19 |
9 | Муезерский Район | - | - | - |
10 | Олонецкий Район | 4 | 1 | 3 |
11 | Петрозаводский городской округ | 153 | 44 | 109 |
12 | Питкярантский Район | 13 | 7 | 6 |
13 | Прионежский Район | 13 | 3 | 10 |
14 | Пряжинский Район | 3 | 1 | 2 |
15 | Пудожский Район | - | - | - |
16 | Сегежский Район | 47 | - | 47 |
17 | Сортавальский муниципальный район | 2 | - | 2 |
18 | Суоярвский Район | 4 | 1 | 3 |
19 | Другие регионы | 8 |
|
|
Из них: Брянская область Вологодская область г.Москва Республика Чечня г.Санкт-Петербург Ульяновская область | 1 2 2 1 1 1 | - - - - - - | 1 2 2 1 1 1 | |
| Другие страны Финляндия |
1 |
- |
1 |
| Итого | 292 | 73 | 219 |
Таблица 3. Сведения по тематике обращений в 2013 году
№ п/п | Категория тематики обращения | Количество |
1 | Безопасность и охрана правопорядка | 2 |
2 | Гражданское право | 16 |
3 | Другое | 27 |
4 | Жилище | 79 |
5 | Здравоохранение. Физкультура и спорт. Туризм | 10 |
6 | Информация и информатизация | 1 |
7 | Конституционный строй | 1 |
8 | Оборона | 1 |
9 | Образование. Наука. Культура | 1 |
10 | Основы государственного управления | 2 |
11 | Природные ресурсы. Охрана окружающей среды | 20 |
12 | Семья | 3 |
13 | Социальное обеспечение и социальное страхование | 6 |
14 | Труд и занятость населения | 12 |
15 | Уголовное дело. Исполнение наказаний | 110 |
16 | Хозяйственная деятельность | 1 |
| Всего | 292 |
Как всегда, более часто встречающимися остаются вопросы соблюдения жилищных прав граждан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с Законом РК «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Карелия», Уполномоченный осуществлял свою деятельность в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их уважению и соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Анализ обращений граждан в 2013 году показывает, что востребованность института Уполномоченного по правам человека в Республике Карелия не ослабевает. Все чаще после обращения к Уполномоченному граждане решают свои наболевшие проблемы либо убеждаются, что органы власти различных уровней не нарушили их права, действуют в рамках законодательства или приняли все возможные меры к исполнению своих обязанностей в сложившейся ситуации.
Последнее немаловажно, т.к. такая убежденность граждан укрепляет их доверие к органам власти и обеспечивает решение вопросов в рамках правового поля. Поэтому возникает уверенность, что деятельность Уполномоченного полезна как гражданам, так и органам государственной власти, о чем свидетельствуют приведенные в настоящем докладе примеры. Гармоничное развитие общества, проживающего в республике, городе или отдельной деревне, пожалуй, главная цель работы Уполномоченного по правам человека. Не устраивать противостояние между человеком и властью, а найти компромисс в сложившихся условиях жизни, когда многое необходимо, но не все еще доступно.
Продолжилось укрепление системы сотрудничества и взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти Республики Карелия, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов государственной власти. Все чаще такое сотрудничество позволяет получать конкретное разрешение проблем жителей республики, получить конечный результат в восстановлении прав человека и гражданина, ведь главная задача для Уполномоченного – положительное решение жалобы гражданина.
Практика деятельности Уполномоченного в 2013 году еще раз показала, что требуется совершенствование Закона Республики Карелия «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Карелия». Уже отмечалось, что внесение необходимых изменений в правовые нормы, регламентирующие деятельность Уполномоченного, позволит повысить эффективность его деятельности.
Уполномоченный по правам человека в Республике Карелия выражает уверенность, что приведенные в настоящем докладе факты и оценки, а также рекомендации будут использованы соответствующими органами и должностными лицами и для решения конкретных вопросов, и для выработки эффективных форм исправления и предупреждения нарушений конституционных прав и свобод граждан в целях повышения уровня жизни людей в Республике Карелия.